Красиво оформленный парк непременно вызывает чувство восхищения. Здесь мы расскажем о садовых скульртурах
История
Древняя Греция
Cкульптор Скопас. Голова Афродиты.
Жизнь в древнегреческих городах-полисах не была легкой. Необходимость выживания во враждебной среде обусловила подозрительность, доносы, разочарование в действиях власти и войск, если те не давали быстрых побед. Частные сады сначала в полисах были очень редкими, ибо частное лицо, индивидуум, еще не мог отделиться от коллектива, от общества полиса-города. Известные сады в Афинах, Лицее и Академии сформировались на этапе кризиса полисной жизни.
Именно поиски выхода из кризиса стимулировали древнегреческую философию.
Именно сады Академии выбрали для встреч и обучения философы, а название «академия» распространилась по миру.
Именно от греков идет традиция украшать сад скульптурами.
Эллинизм
Эпохой эллинизма стали называть века после завоевания Александром Македонским государств Малой и Передней Азии и Северного Египта и распространения древнегреческой культуры на Восток.
Наиболее мощные очаги эллинизма возникли в Северном Египте и в Передней Азии. Именно здесь возникли свои школы скульптуры, ставшие достоянием культуры всего региона. Если мастера города Александрия считались с культурой Древнего Египта и сделали компромиссные формы, то скульпторы Пергама опирались больше на греческие традиции и развили их дальше. В скульптуру пришло движение, а лица персонажей запечатлели большую гамму человеческих чувств — величие на лице Богов, страдания Лаокоона и его сыновей, полет и восторг этим полет на всей фигуре богини Победы — Ники Самофракийской. Скульптура эллинизма потеряла равнодушно-успокаивающий характер и обратилась к переживаниям и чувств частного лица, рожденный индивидууму.
Распространение в эпоху эллинизма получила и садово-парковая скульптура, имевшая более спокойный, развлекательный, декоративный характер (Старый рыбак, Амур на гусе, Отдых Сатира, терракотовые танагрские статуэтки).
Древний Рим
Частные сады Древнего Рима невозможно представить без ручьев и садово-парковой скультуры. Воинственный Рим постоянно грабил захваченные страны. Наиболее ограбленным были Греция и греческие города-колонии в Средиземноморье. В Рим десятилетиями вывозили мраморные и бронзовые скульптуры, вазы, капители колонн, сами колонны, рельефы и даже каменные глыбы старых и разрушенных храмов, дворцов, сооружений.
В Риме быстро возникла практика копирования древнегреческих скульптур, потому что награбленных образцов не хватало на всех желающих. Благодаря этому (из-за чрезвычайной распространенности копий) уничтоженные оригиналы греческих скульпторов дошли до нашего времени в древнеримских копиях. Их и сейчас изучают, зарисовывают и копируют студенты художественных академий разных стран.
-
Древнегреческий скульптор Пракситель. Отдых Фавна. Римская копия, музей Капитолине.
Италия эпохи Возрождения
В Италии эпохи Возрождения развитие скульптуры опередило на некоторое время развитие других разновидностей искусства. Скульптура стала доминировать на площадях и в первых образцах загородных вилл, в уютных садах, в отделке фонтанов. Фонтаны со скульптурами приобрели такую популярность, что итальянские образцы были заимствованы в сады Англии, Франции, Чехии (Прага, фонтан в саду Королевского летнего дворца). Поэтический фонтан с небольшой скульптурой стал героем драматических спектаклей в театре, а образцы фонтанов Италии покупали и вывозили в вельможные имения даже в 19 — 20 веках (усадьбы в Англии, поместья в США и др.). Касалось это и фонтанных скульптур Джамболоньи периода маньеризма.
Сады барокко
Ян Брокоф. Фонтан Тритон. 1685 г.
Вилла Альдобрадини. Скульптор Жак Сарацин,
1621
Полифем с флейтой Пана
Сад барокко (регулярные сады) почти невозможно представить без садово-парковых скульптур. Еще в начале возникновения подобных садов их насыщали архитектурой и статуями. Декоративный характер имели и вазы, и скульптуры. Почти все скульпторы барокко отдали дань садово-парковой скульптуре — Куазевокс, Жирардон, Пюже Матьяш Бернард Браун, Ян Брокоф.
Лоренцо Бернини начинал карьеру садовым мастером. Пройдет время, и его скульптурами будут украшать только дворцы. А одна из скульптур мастерской Бернини даже пересечет границы Италии и украсит Летний сад в Петербурге (Амур и Психея, мастерская Бернини).
Поскольку сразу сады барокко начали служить вельможам, изменился и их характер. Теперь сады служат репрезентативным целям, становятся частью дворцового быта, впитывают этикет, моды, создают среду для праздников. Постепенно скульптура подчиняется особым программам. Так, в парке Версаля прямо или завуалировано прославлялось лицо короля Людовика XIV (конный Курций, фонтан со скульптурами «Аполлон на колеснице»).
Войне со Швецией были посвящены скульптуры для Летнего сада царя Петра Первого. Отсюда скульптуры Беллоны — римской богини войны, скульптура «Слава воинов», аллегорическая группа «Ништадтский мир» 1722 г. итальянца Пьетро Баратта.
Когда победа над армией Швеции стала предопределена, барочные скульптуры Летнего сада служили просвещению, привлечению царского окружения к ценностям прогрессивной западноевропейской образования и культуры (скульптуры «Мир», «Справедливость», «Архитектура», «Морская навигация»).
-
Скульптура «Амур и Психея » мастерская Лоренцо Бернини XVII века. Летний сад, Петербург.
-
Поляны Летнего сада с мраморными статуями мастеров Италии 18 века.
Свою программу имел и набор скульптур в барочном замке Кукса, Чехия. Владелец замка, граф Шпорк заказал скульптуры мастеру Бернарду Брауну на библейские темы «семь смертных грехов» и «семь христианских добродетелей». Поэтому в замке и предстали скульптуры-олицетворения добродетелей Щедрость, Мудрость, Справедливость, Надежда, Вера в Бога, а среди грехов — Гнев, Гордость, Отчаяние, Скупость, Зависть, Леность, Обжорство.
Итальянские мастера садово-парковой скульптуры
Скульптор Джованни Бонацци, Ночь-скульптура из цикла «Течение времени», 1717 г. Летний сад.
Одним из центров изготовления садово-парковой сульптуры в Европе 17 века стала Венеция. Возникновение барочных садов отразилось на спросе в Италии, и за ее границами. Если небогатые владельцы усадеб вдоль реки Брента покупали мало, то русские, австрийские, польские вельможи покупали целые партии.
Особую группу заказов составили заказы из Петербурга. Стремительный рост новой столицы потребовал барочных дворцов и барочных садов. В Италию отправляли особых агентов, приобретали образцы искусств, а также садово-парковую скульптуру. Этим занимались Юрий Кологривов и Савва Рагузинский, последний заказал сразу 20 скульптур. Когда необходимых статуй не было, их заказывали мастерам. Заказы получили скульпторы из Венеции и даже Южных Нидерландов, как тогда называли Бельгию, — Пьетро Баратта, Джованни Бонацци, Томас Квеллинус и другие.
Самым талантливым среди мастеров садово-парковой скульптуры Венеции был Пьетро Баратта, чьи скульптуры до сих пор украшают Петергоф, Царское Село (музей-заповедник) и Летний сад в Петербурге.
Сады классицизма
Сады классицизма имели пейзажный характер. Поэтому насыщенность скульптурой была маленькой, а ее характер значительно отличался от программ барочных скульптур. Возродили моду на древнегреческих и римских богов, муз, персонажей мифов, амуров в комбинации с колоннами, обелисками, балюстрадами.
-
Обелиск в честь основания Павловска в пейзажном парке
-
Чугунные ворота в Павловске
Партер в усадьбе Архангельское под Москвой. Архивное фото
Исключительный характер имело создание сада в усадьбе Архангельское близ Москвы. В эпоху классицизма здесь создали сад на террасах (что свойственно именно барокко), а его парадную часть украсили невероятным количеством скульптур декоративного, классицистического и мемориального характера. Владелец усадьбы, князь Юсупов иногда специально выкупал интересные усадьбы, чтобы забрать садово-парковую скульптуру оттуда и перевезти ее в Архангельское, как это было с усадьбой Горенки графа Алексея Разумовского (1748-1822).
Типичный для классицизма набор садово-парковой скульптуры имела усадьба Алабино младшего брата известного богача Акинфия Демидова — Никиты Демидова. Необычным был только материал — Никита заказал скульптуры из долговечного чугуна. Здесь и Аполлон на искусственном холме, и декоративные вазы, декоративный сфинксы, а въезд в усадьбу украшали два обелиска.
Исполинскую статую древнегреческой Пифии отливали из металла и для сада графа Безбородко в Полюстрово под Петербургом, размерам которой он удивлял гостей.
Сады 19 века
Круг тем садовой скульптуры в 19 веке расширилось. Если в начале века доминировал классицизм, постепенно переродившийся в сухой и чахлый академизм, то с середины века возникают позднеклассические темы. Барочный сначала Летний сад в Петербурге превратили в почти пейзажный, а сад украсил памятник баснописцу Крылову, одинаково далекий и от барочных статуй, и скульптур классицизма.
Воздействие академизма ощущаются и в скульптуре Луи-Эрнста Барье (Louis-Ernst Barrias) «Клятва подростка Спартака», который установили в саду Тюильри в Париже. Но подобную тему невозможно представить в садах барокко. Старинные сады Парижа наполняются новыми памятниками — писателю Бальзаку, некоторым ученым.
-
Клятва подростка Спартака, сад Тюильри, Париж, 1871 г
-
Летний сад. монумент баснописцу И. Крылову, скульптор Клодт, 19 века.
-
монумент композитору Иоганну Штраусу в Павловске, садово-парковом ансамбле у Петербурга
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1618578
Что такое садово-парковая скульптура, и какие ее виды существуют
Профессионалы ландшафтного дизайна разделяют садово-парковую скульптуру на следующие подвиды:
1. Мелкая пластика.
Маленьких размеров изделия из дерева либо же из пластика, которые не играют главную роль в композиции. Используются только в качестве второстепенных элементов.
2. Скульптурные дополнения.
Изделия, которые несут в себе не столько декоративную функцию, сколько практическую.
3. Абстрактные композиции (или же артскульптуры).
Изделия, выполненные в современной манере и таких же материалов. Часто представлены в виде конструкции необычной формы из металла, пластика и прочего.
4. Скульптуры классические (или же неоклассические).
Изделия, изготовленные по привычным для нас стандартам из благородных материалов (к примеру, бронза или мрамор).
Материалы, из которых могут быть сделаны садово-парковые скульптуры:
1. Дерево.
Легкий в работе материал. При должной обработке и уходе может прослужить несколько лет. Как самому сделать оригинальные кресло-качели, читайте в нашей следующей статье.
2. Гипс.
Заполняя разнообразные формы, можно изготовить практически любую фигуру. Самый большой недостаток – хрупкость готового изделия.
3. Бетон.
Срок служения больше, нежели у дерева или гипса, но все также невелик. Из-за резких и сильных перепадов температуры начинает крошиться. Изделие из него имеют достаточно внушительный вес.
4. Камень (мрамор, известняк, гранит, кварц, песчаник и многие другие).
Дорогостоящие и в тоже время очень благородные материалы. Прекрасно вписываются практически в любой стиль исполнения сада.
5. Металл.
При соответствующем уходе изделие, изготовленное из него, может прослужить очень долгие годы. К недостаткам можно отнести тот факт, что он уместен далеко не в каждом стиле.
6. Растения.
Интересная затея со стрижкой деревьев или кустов, а также создания живого «ковра» на поверхности каркаса. Выглядит достаточно занимательно, но очень прихотливо в уходе и требует постоянной стрижки для того, чтобы его форма не теряла своих очертаний.
7. Керамика.
Доступные в ценовом плане изделия. Достаточно долговечные и неприхотливые.
Не пропустите нашу статью о том, как самому сделать сделать декоративную мельницу для сада как элемент ландшафтного дизайна.
Источник: http://papamaster.su/sadovo-parkovaya-skulptura/
Особенности использования скульптур в ландшафтном дизайне сада
Более двух тысяч лет мода на садовые и парковые статуи не проходит, а остается неизменной. Малые архитектурные формы являются самым эффективным средством передачи выразительности характера и акцентов при оформлении ландшафтного дизайна.
Производители предлагают обширный ряд декоративный статуй для дачного участка или парка.
Практически все фигуры создаются скульпторами в вертикальном положении, поэтому оптимальным вариантом их размещения являются горизонтальные плоскости, выполненные в виде цветников, лужаек, водоемов, фонтанов, водопадов или по бокам и на пересечениях парковых аллей.
Садовые скульптуры задают основу стилистики и наряжают участок.
В первую очередь скульптуры должны раскрывать вкусы и характер хозяина, но при этом соответствовать общей стилистике сада. Они придают ему наибольшую глубину и смысловую наполненность. На сегодняшний день скульптура для ландшафтного дизайна представлена огромным разнообразием.
Современные садовые скульптуры отличаются разнообразием размеров и форм.
Источник: http://tdusadba.ru/sooruzheniya-i-elementy/parkovaya-skulptura-eto.html
Современные садово-парковые скульптуры
Что касается садово-парковых скульптур современного производства, то они необычайно разнообразны. В наше время появилось множество новых городских парков, общественных и приватных садов. В городских озелененных местах отдыха в качестве декора часто используются фигуры животных, сказочных персонажей, известных личностей. Скульптуры для частного сада ограничиваются лишь фантазией хозяина территории. Нередко для украшения дачных участков и приусадебной территории применяют фигурки гномиков, ангелочков, животных. С помощью изысканных скульптур можно придать и городским паркам, и своему садовому участку индивидуальность и живописность, а также подчеркнуть социальный статус.
Сочетание скульптур с зелеными насаждениями – отображение гармонии природы и искусственно созданной красоты. Таким образом, скульптуры являются дополнительными декоративными элементами, с помощью которых великолепно благоустраиваются парки и сады. Современные скульптуры являют собой синтез творчества духовной, художественной, технической и социальной сфер деятельности человека.
Источник: http://fleurlili.ru/sculptura/
Источники
- Ротенберг Е. И « Искусство Италии 16 века», М, «Искусство», 1967
- Булавина Л. «Архангельское», краткий путеводитель по усадьбе, М,»Московский рабочий», 1974
- Глумов А. И. «Архитектор Николай Львов», М, «Искусство», 1980
- журнал «Декоративное искусство СССР», № 2, 1986 (статья Н. Вулих «Античный сад»)
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1618578
Как грамотно использовать садово-парковую скульптуру у себя на участке
Чтобы садово-парковая скульптура не выбивалась из общей картины, а, наоборот, смотрелась в нем очень гармонично, при ее выборе и нахождения места для ее расположения следует придерживаться следующих правил:
1. Соблюдайте пропорции.
Если у вас в распоряжении есть огромное пространство, то пытаться украсить его при помощи маленьких фигурок даже не стоит. В тоже время и размещение огромного изваяния на площадке в 3 м2 не принесет никакой гармонии.
2. Акцентируйте внимание.
Фигура размеров побольше должна размещаться не далеко-далеко в кустах, а поближе к открытой местности. Изделия небольших размеров, дабы не потерялись совершенно, могут размещаться на возвышенностях, либо же на специальных подставках.
3. Правильно распределяйте «роли в спектакле».
Если у вас имеется основная фигура, которую вы хотите выделить среди общей массы, то располагайте ее на переднем плане. Кроме того, все оставшиеся элементы декора должны поддерживать стиль (цвет, форму или мотив) основного «героя».
4. Не смешивайте стили.
Всегда при выборе изделия руководствуйтесь общей стилистикой вашего «оазиса». Смешение стилей может позволить себе только профессионал с очень тонким чутьем, в противном случае вся композиция может быть испорчена.
5. Подбирайте изделия под их будущее место расположения.
Если у вас имеется пруд, то логично будет расположить около него, к примеру, декоративный мостик, цаплю или русалку и совершенно неуместно там будет смотреться обелиск, гриб или гном.
6. Сведите искусство и природу воедино.
Крупные искусственно состаренные фигуры приобретают особое очарование, когда их оплетают ветви вьющихся растений. Или же маленькие изделия, выглядывающие как бы невзначай из зарослей кустарников.
Гармонично вписать рукотворное изделие в естественную природную местность достаточно сложно. По ходу работ маленькие фигурки будут переставляться неоднократно, а вот с массивными изделиями такой номер не пройдет. Можно сделать бумажный макет в натуральную величину и при помощи него искать место наилучшего расположения.
Источник: http://papamaster.su/sadovo-parkovaya-skulptura/
См. также
- Памятники садово-паркового искусства
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1618578
Современные скульпторы. Городская скульптура.
Приведем лишь некоторые примеры. Разные скульпторы, разные страны. Выбор сугубо субъективный
Аниш Капур
Творчество этого британского художника не вписывается в традиционные рамки.
Как утверждают критики, его работы показывают «простоту глубины» и особое отношение к предметам и объектам, как к элементу какого-то общего ритуального процесса.
Главная его задача — вовлечь зрителя в пространство, которое уходит за пределы картинной плоскости, а в зеркальных объектах — наоборот, создать ощущение наступления на зрителя нечто возвышенного и нетрадиционного…
Джефф Кунс
Все работы этого американского художника говорят о его тотальной безвкусице и детских травмах. Но, как заявляет сам художник, свою стезю он называет нео-поп-артом, выбранным в противовес минимализму.
Он принципиально противостоит хорошему вкусу, основа его творчества – нетривиальный китч с элементами детства.
Но и в этом есть нечто завораживающее…
Хаум Пленза
«Мои скульптуры отражают мой внутренний мир».
Известный скульптор из Испании Хаум Пленса создаёт свои скульптуры из текстовых символов и тонких металлических пластин. Отличительной чертой его произведений искусства является игра света. Солнечный луч проникает через скульптуру, делая её особенно красивой и невесомой.
У художника огромное количество поклонников по всему миру. По словам Пленса, его работы отражают мировоззрение о смысле человеческого существования. Скульптуры Хаума можно увидеть на улицах городов или парков — они гармонично сливаются с ландшафтом или городскими пейзажами.
Хорошая скульптура способна преобразить городскую улицу и сделать это место привлекательным для туристов. Знаменитый скульптор надеется, что его работы заставят прохожих задуматься о смысле жизни и пересмотреть свои приоритеты. Его знаменитые «головы из проволоки» напоминают жителям и туристам о том, что человек тесно связан со всеми процессами на планете Земля.
Чем Озкан
Турецкий скульптор Чем Озкан в качестве области для самовыражения выбрал скульптуру из металла и металлолома.
Скупая ненужные части металлических изделий у сборщиков, он воплощает их в произведения сложнейших форм с грамотно продуманными элементами.
Ник Ирвинг
Работы данного бельгийского скульптора стирают границы между физическими ощущениями и виртуальной реальностью.
Для реализации современной визуализации своих творений он активно использует новые технологии. Как заявил сам Ник, он понял, что для воплощения гениальных идей в скульптуре недостаточно классических методов её создания.
Именно по этой причине он обратился к методу 3D-печати для создания особенно сложных форм. Реализуя свои проекты, бельгийский скульптор также помогает в воплощении идей другим творческим личностям, которые создают работы по той же технологии.
Ивонн Доменге Годри
Работы этого мексиканского скульптора находятся во многих музеях, также размещены в различных странах и отмечены различными наградами.
Как заявляет Доменж, скульптура требует художественного восприятия действительности, а результат полностью зависит от человеческого потенциала.
Тамара Квеситадзе
Всемирно известную славу художнику Тамаре Квеситадзе принесла скульптура «Али и Нино», расположенная на набережной города Батуми. Она стала воплощением любовных отношений, которые могут стереть все границы.
Технически совершенная инсталляция реализует идею магнетического притяжения между женским и мужским полом и их единство вопреки каким-либо ситуациям. Авангардный шедевр является символом вечного круговорота любви: тяга возлюбленных друг к другу, мимолетная встреча и длительное расставание.
Назар Билык
Творчество этого украинского художника с каждым годом набирает популярность. Сложно найти человека, незнакомого с его творчеством — согласитесь, мимо трогательной скульптуры человека с каплей на Пейзажной аллее в Киеве невозможно просто пройти, не остановившись.
Как символ единства, данный арт-объект рассказывает историю о ничтожности человека перед могущественными силами природы, с которой личность вступает в гармоничный тандем.
Источник: http://tdusadba.ru/sooruzheniya-i-elementy/parkovaya-skulptura-eto.html
Топиарии
Это самый экзотический вид скульптур. Они создаются из подстриженных растений. Ими занимаются профессиональные садовники. Но, как и везде, можно попробовать свои силы. Тут также сначала собирается каркас заданной формы и обсаживается вьющимися растениями. Когда зеленные насаждения полностью обволакивают раму, принимаются за стрижку.
Зеленые фигуры из кустов для садов Источник dizainexpert.ru
Источник: http://m-strana.ru/design/skulptury-v-sadu-vybor-materiala-formy-stilya-i-tsvetovoy-gammy/