Журнал для родителей и тех, кто ими хочет стать. Чтобы воспитывать детей было проще, находить классные идеи на выходные — быстрее, а эксперты были на расстоянии одного клика.
Установки
Автор книги «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк уверена: наш успех зависит от наших установок. Их всего две: на данность и на рост. Установка на данность заставляет нас думать, что человеческие качества неизменны. Установка на рост позволяет нам развивать то, что у нас уже есть, и верить, что другие способны на то же. От того, какая установка преобладает у вас и ваших детей, зависит насколько успешными они будут в будущем. Во всех сферах жизни: на работе, в семье, в учебе, творчестве и спорте.
1. «Люблю»
Письма детям: 8 слов, которые должен услышать каждый ребенок
Каждому родителю хочется поделиться с ребенком своими чувствами к нему, и слово «любовь», наверное, одно из самых важных. Даже если вы говорите ребенку «Я тебя люблю» каждый день, эти же слова, написанные на бумаге, передаются совершенно иначе.
Например, можно написать:
- «Мне трудно выразить, как сильно я люблю тебя»
- «Быть твоей мамой/твоим папой — величайший подарок в моей жизни»
- «Ничто не изменит моих чувств к тебе»
Не живи (не будь)
Механизм: Родитель что-то говорит ребёнку, но ребёнок в этом улавливает другой смысл: если его не будет, то родителям станет хорошо.
Фразы, которые запускают послание “Не живи”:
- Если бы не ты….
- Когда ты родился, мне пришлось…
- До твоего рождения… (рассказ о чем-то хорошем)
- После твоего рождения… (далее о чем-то плохом)
- Твоё рождение – это моя ошибка / необдуманное решение и т.п.
- Я хотела сделать аборт, но меня отговорили / я не собиралась рожать
- Ты родился в трудное время / неудобное время / слишком рано / слишком поздно)
- Мы хотели мальчика, а родилась ты (и наоборот)
- Он у нас такой хороший, сидит тихонько в своей комнате и играет в свои игрушки. Нам не мешает
Что слышит ребёнок:
- Из-за меня родители страдают
- Я виноват в несчастье родителей
- Зря я родился. Я виноват в своём рождении
- Я родился не вовремя
- Лучше бы я не рождался
- Если я умру, мои родители будут счастливы
- Я не должен жить
- Я не должен жить своей жизнью
Чем всё может закончиться:
Получая послание «Не живи», ребёнок начнёт вырабатывать программу самоуничтожения:
- Болезнь (а лучше много разных болезней, или одна очень сильная)
- Жизнь с постоянным чувством вины за своё рождение
- Жизненное поведение, при котором человек ведёт себя так, как будто он другой человек (не живёт своей жизнью)
- Алкоголизм / наркомания (способ медленного самоубийства)
- Самоубийство
Не расти (не будь взрослым)
Механизм: Родитель что-то говорит, а ребёнок слышит в этих словах, что как только он станет взрослым, то родителям станет плохо (или что родители перестанут его любить). Поэтому ребёнок принимает неосознанное решение всегда оставаться ребёнком.
Фразы родителей, которые запускают послание “Не расти (не будь взрослым)”:
- Маленькие дети такие хорошие!
- Я так люблю маленьких детей
- Маленькие дети все хорошие, вот потом …
- Мы с папой хотели развестись, но решили подождать, пока ты подрастёшь
Что слышит ребёнок:
- Чтобы меня любили, я должен быть маленьким
- Как только я вырасту, меня перестанут любить
- Если я вырасту, мои родители разведутся
Чем всё может закончиться:
- Такой человек будет инфантильным
- Интересы и деятельность не будут соответствовать возрасту
- Будут трудности на каждом шаге взрослой жизни (провалы на экзаменах, плохая успеваемость, трудности на работе)
- Проблемы в заведении своей семьи
2. «Вижу»
Письма детям: 8 слов, которые должен услышать каждый ребенок
Пока дети растут, родители многое подмечают, но как часто они задумываются об этом и говорят об этом детям? Поделитесь с ребенком своими последними наблюдениями в поведении и развитии зрелости в своем письме. Как она подросла? Какие положительные личностные качества у нее развиваются?
Например, вы могли бы указать на:
- Щедрость с братьями и сестрами
- Доброту дочери к ее друзьям
- Зрелость в решении конфликтов.
3. «Нравится»
Письма детям: 8 слов, которые должен услышать каждый ребенок
На каждой стадии развития ребенка есть вещи, которые вам нравится делать вместе. В своем письме ребенку опишите что-нибудь особенное, что вам нравится делать вместе на данном этапе. Знать, что вы получаете удовольствие от каких-то совместных занятий, будет для ребенка очень важно. А еще это поможет запомнить такие письма и перечитывать их снова и снова годы спустя.
Подумайте, какими совместными занятиями вы по-настоящему наслаждаетесь вместе:
- Игры
- Совместное приготовление пищи
- Совместное чтение.
История про мальчика, который пошел в детский сад
Пятилетний Боря отправился с мамой в новый детский сад. Там он увидел на стенах детские рисунки и спросил: «Кто нарисовал эти уродские картинки?» Его мама поспешила поправить его: «Нехорошо называть картины уродскими, если они такие красивые». Но воспитательница отлично поняла, о чем думает ребенок. «Здесь, — сказала она, — тебе не придется рисовать красивые картины. Если захочешь, можешь и сам рисовать противные картинки». Боря улыбнулся. Ведь воспитательница ответила на вопрос, который в действительности его волновал: что происходит с мальчиками, которые не умеют хорошо рисовать?
Затем Боря поднял сломанную пожарную машинку и спросил самодовольным тоном: «Кто сломал эту машинку?» Его мама опять засуетилась: «Какая тебе разница, кто ее сломал? Ты же здесь никого не знаешь». Но воспитательница снова все поняла. «Игрушки для того и существуют, чтобы с ними играть, — ответила она ему. — Иногда они ломаются. Такое бывает». Она и на этот раз уловила его невысказанный вопрос: что происходит с мальчиками, которые ломают игрушки? Боря с радостью отправился в детский сад, поняв, что здесь его не будут оценивать и осуждать.
Источник.
Не будь счастливым (не чувствуй себя хорошо)
Механизм 1: Родитель что-то сказал / рассказал, после чего ребёнок, услышав свою интерпретацию, не может чувствовать себя хорошо / быть счастливым.
Механизм 2: Другой вариант: для того, чтобы получить желаемое нужно быть несчастным (чувствовать себя плохо).
Ситуации, которые запускают послание “Не будь счастливым”:
Для механизма 1:
- Ситуация, когда родители твердят ребёнку о том, как они страдали ради того, чтобы вырастить ребёнка / одеть / накормить / дать ему образование. Ребенок испытывает чувство вины, но отплатить «долг» не может. Поэтому быть счастливым он тоже не может.
Для механизма 2:
- Ситуация, когда больной ребёнок всегда получает много любви и внимания со стороны родителей. Болезнь становится удобным способом получить желаемое
- Ситуация, когда родители уделяют ребёнку мало эмоционального внимания в ситуациях его успеха и много внимания в ситуациях неуспеха
- Ситуация, когда у ребёнка один из родителей или родственников (бабушка / дедушка) болен и за счёт этого получает все, что хочет
Что слышит ребёнок:
- Нужно страдать / болеть, тогда меня будут любить
- Лучше быть бедным и больным, чем здоровым и богатым
- Я не должен быть счастлив
- Я не должен быть счастлив, пока моя мама / мой папа страдает / болеет
- Я не должен быть счастлив пока не сделаю счастливыми всех вокруг
Чем всё может закончиться:
- Такой человек может начать много болеть (или одна болезнь, которую никак не вылечить)
- Такой человек может часто сталкиваться с финансовыми трудностями (так как решения о карьере он принимает сквозь призму «Лучше быть бедным и больным, чем здоровым и богатым»)
- Такой человек, став богатым, может начать много болеть
- Такой человек, будучи успешным на работе, будет испытывать неудачи в любви (и наоборот)
- Такой человек может стать несчастным во всем
Как хвалить?
Стоит избегать похвал, дающих оценку их уму или таланту. От похвал, в которых подразумевается, что мы гордимся прежде всего интеллектом или талантом ребенка, а не тем трудом, который он вложил.
Мы можем хвалить детей сколько угодно за процесс, ориентированный на рост, — за то, чего они добились упражнениями, учебой, настойчивостью и выбором правильной стратегии.
- «Это домашнее задание такое большое и сложное. Я восхищаюсь тем, как ты сосредоточенно над ним работал, и тем, что ты выполнил его до конца».
- «У этой картины такие красивые цвета. Расскажи мне о них».
- «Ты столько размышляла в своем сочинении. После него я и вправду стала понимать Шекспира по-новому».
- «Ты сыграл эту пьесу на фортепьяно с таким чувством, что я испытала настоящий восторг. А какие у тебя возникают эмоции, когда ты ее играешь?»
А если что-то не получается?
- «Мне понравилось, с каким усердием ты работал, но давай попробуем еще раз вместе и посмотрим, что именно тебе непонятно».
- «Тебе может понадобиться больше времени на то, чтобы разобраться и усвоить этот материал, но если ты будешь так же упорно работать и впредь, то ты справишься».
- «У каждого человека процесс обучения проходит по-разному. Давай продолжим искать тактику, которая для тебя окажется наилучшей».
Источник.
6. «Надеюсь»
Письма детям: 8 слов, которые должен услышать каждый ребенок
У каждого родителя свои надежды на будущее их детей. А ребенку полезно знать о ваших надеждах и мечтах, но это необязательно должно быть что-то глобальное.
Постарайтесь не давить на ребенка наподобие: «Надеюсь, ты станешь врачом». Вместо этого, предоставьте ребенку свою поддержку для актуальных увлечений и способностей:
- Ваши надежды на дальнейшую дружбу со своим ребенком
- Ваши надежды на способность ребенка видеть свои таланты
- Ваши надежды, связанные с мечтами ребенка.
Не требуй внимания
Механизм: Родители уделяют ребенку мало внимания или не интересуются подробностями жизни ребёнка (что было в садике / школе и т.д.)
Фразы, которые запускают послание “Не требуй внимания”
- Нет, мне сейчас некогда, иди, поиграй у себя в комнате
- Почему ты нас отвлекаешь, видишь у нас важный разговор?
- Помолчи, дай нам пообщаться
- Мне некогда
- Я занят
- Мне надо работать / учиться / готовить
- Иди, поиграй с кем-нибудь ещё
- Займись пока чем-нибудь другим, поиграй сам
Что слышит ребёнок
- Если я хочу, чтобы меня любили, я не должен никому мешать
- Я не должен требовать внимание
- Я не имею право на внимание других людей
- Я никому не нужен
Чем всё может закончиться
- Такому человеку будет трудно говорить о своих потребностях, трудностях и проблемах. Без этого трудно добиться помощи, поддержки и взаимопонимания
- Невыраженные потребности будут приводить к неудовлетворённости и депрессивности
- В случаях затруднений при выполнении работы такому человеку будет трудно попросить о помощи
- В учебном заведении такой человек не будет переспрашивать преподавателя, когда что-то не понятно. Отсюда будут пробелы в знаниях и неуверенность
7. «Верю»
Письма детям: 8 слов, которые должен услышать каждый ребенок
Детям очень важно знать, что вы верите в них. Используйте свои письма как возможность поделиться своей уверенностью в ребенке, как и верой, которая будет мотивировать лично вас.
Например, можно включить в письмо:
- Собственную уверенность в будущем ребенка
- Какой-либо вдохновляющий стих, который отражает данный период
- Цитата, которая тронула лично вас.
Не думай
Механизм: Родители всячески не допускают самостоятельных мыслей ребёнка. Либо ему не разрешают думать на определённые темы (секс, алкоголь, агрессия, развлечения и т.д.), вместо этого предлагая думать на другие темы, либо родители и вовсе всё время думают за ребёнка.
Фразы, которые запускают послание “Не думай”
- Даже и не думай об этом…
- Думай не об этом, думай о том
- Ты не должен думать об этом
- Не думай, просто сделай, как я говорю
- Ты откуда такой умный взялся?
- Нашёлся тут умник…
- Твоё мнение никого не интересует
- Тебя не спрашивают!
- Думаешь, что все знаешь?
- Думаешь, самый умный?
- Он всегда делает, как я говорю, никогда не спорит, не перечит. Молодец!
- Мне нравится, что он всегда со мной согласен
Что слышит ребёнок
- Я не должен думать
- Об этом думать нельзя
- Можно думать только об этом и об этом
- Другие все знают лучше
- Я глупый
- Пусть другие думают, а я буду только выполнять
Чем всё может закончиться
- Такой человек будет испытывать трудности в принятии собственных решений
- Такому человеку будет трудно осваивать новые области
- Такие люди подвержены манипулированию
- Такие люди нуждаются в ком-то, кто будет принимать за них решения. Они будут склонны к зависимости от других людей