Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Содержание
  1. Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Мысли на каждый день года>
  2. Православный женский день. День Жен-мироносиц
  3. Славянские традиции[править | править код]
  4. Традиции и обряды
  5. В неделю жен-миро­но­сиц. Про­по­ведь
  6. Праздник святых Жен-мироносиц. Иконы
  7. Зачем нам праздник жен-мироносиц?
  8. Приметы
  9. Список книг, песен и фильмов, посвященных празднику
  10. Названия дня у славян
  11. Храмы в честь Жен-мироносиц
  12. Какого числа День жен-мироносиц в 2022, 2023, 2024 году
  13. Топ-5 подарков ко Дню супруга

Описывается жизнь жен мироносиц, информация об их происхождении, почитание в православной вере, а также особенности изображения на иконах.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Мысли на каждый день года>

Неуто­ми­мые жены! Сна не давали очам и веждам дре­ма­ния, пока не обрели Воз­люб­лен­ного! А мужи будто упи­ра­ются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и оста­ются в недо­уме­нии что бы это зна­чило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рас­суж­да­ю­щая, боя­ща­яся ошибки по при­чине высо­кой цены любви и пред­мета ее. Когда и они уви­дели и ося­зали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а серд­цем испо­ве­дал: «Гос­подь мой и Бог мой», и уже ничто не могло раз­лу­чить их с Гос­по­дом.

Миро­но­сицы и апо­столы – образ двух сторон нашей жизни: чув­ства и рас­суж­де­ния. Без чув­ства жизнь не жизнь; без рас­суж­де­ния – жизнь слепа, много истра­чи­ва­ется, а мало плода здра­вого дает. Надо соче­тать то и другое. Чув­ство пусть идет вперед и воз­буж­дает; рас­суж­де­ние же пусть опре­де­ляет время, место, способ, вообще быто­вой строй того, что делать наме­кает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на прак­тике – рас­суж­де­ние. Когда же чув­ства станут обу­чен­ными в рас­суж­де­нии добра и зла, тогда, может быть, можно будет поло­житься и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начи­нает тогда воз­ни­кать только добро, разумно вла­га­ю­ще­еся в тече­ние жизни нашей.

***

Православный женский день. День Жен-мироносиц

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Православный женский день. День Жен-мироносицЭто те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

Марина Горинова Газета «Благовест»

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Вы прочитали статью Православный женский день. Читайте также:

  • Неделя Жен-мироносиц: Когда устаревает верность
  • Воскресенье Жен-Мироносиц
  • Каким должен быть женский праздник?
  • Мои мироносицы

Славянские традиции[править | править код]

Другие названия дня[править | править код]

рус. Маргоски, Моргосье, Жёны-мироносицы, Женский праздник[8], Бабий праздник[14] (белг.), Бабья яичница, Бабья братчина (нижег.), Бабья неделя (костром.), Кумитное, Кумишное, Завивальное воскресенье[15][14] (смол., белг.), Маргошенье (смол.), Лалынки[14] (белг.), Шапшиха[14] (яранск.), Неделя святых жён мироносиц и Иосифа праведного; церк.-слав. Неде́ля святы́х же́н-мироно́сиц[16]; белор. Бабскі свята[17]; укр. Неділя Жон-мироносиць[18]; сербохорв. Мироносице, Недеља мироносица[19].

Обряды и поверья[править | править код]

Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Яичница — главное блюдо бабьей братчины

Русские крестьяне считали, что в этот день все женщины — именинницы. Поэтому его называли бабьей братчиной[20] (Нижегородская губерния), бабьей неделей (Кологривский уезд Костромской губернии). Необычно курское и смоленское название — маргоски, маргошенье (маргосье), которое, по-видимому, связано с диалектным словом маргосить (псков., твер.) в значении умильничать, кокетничать[21].

Жёны Мироносицы — женский праздник. Это яичницу жарят и курей режут. Одни женщины, девушки, только не мужчины. Собирались, кто кого позовёт[22].

Обычно накануне одна или несколько женщин собирали по дворам яйца и другие продукты. В Чухломском районе Костромской области разыгрывалось окликанье жён-мироносиц с обрядовым исполнением песен-окличек, в которых женщин приглашали выйти на крыльцо и вынести яйцо. Такие оклички проводились рано утром, до света. На мироносицкий день каждая женщина старалась побывать в церкви за обедней. После службы женщины совместно заказывали общий молебен, причём платили за требу яйцами, иногда (редко) — льном. После обедни ближе к вечеру устраивалась совместная бабья пирушка. С песнями и плясками женщины гуляли до поздней ночи. Лишь иногда, в порядке исключения, к гулянью могли присоединиться мужья пирующих женщин[23].

Обычаи «жён-мироносиц» отличались даже в пределах одной губернии. В Рославльском уезде Смоленской губернии женщины, по случаю праздника, собирались за околицей. На выгоне на костре готовилась яичница; затем пели весенние песни. В некоторых уездах Смоленской губернии яичницу съедали с приговором: «Дай, Боже, чтоб нам лён уродился куделён!». В Смоленском, Краснинском, Ельнинском уездах этой же губернии ходили поочередно по домам, и в каждом готовилась яичница — таким образом женщины обходили все дома[24].

Особая страница в праздновании дня — поминальная, когда день или даже вся неделя отмечались как память по умершим. Например, каждый год с понедельника Мироносицкой недели в приходе с. Сергачская Ачка служится мирской сорокоуст по всем умершим прихожанам. Обязательно посещается кладбище в субботу под жён-мироносиц в рязанском с. Аксеново Рыбновского района. При этом на могилах оставляют крашеные яйца[10].

Поминальные мотивы в празднике жён-мироносиц не случайны. Вероятнее всего здесь христианское празднование наложилось на более древний весенний женский праздник, который был соотнесён с аграрным культом и как частью его — с культом предков, в том числе и с почитанием птиц[10].

В Белоруссии третья после Пасхи неделя носит название жён-мироносиц, и начинается она с воскресенья, считавшегося когда-то «бабским праздником». В этот день женщины ходили с яичницей в поле и там, съев её, приговаривали: «Дай, Боже, чтоб наш лён урадился куделём» (белор. Дай, Божа, каб наш лён урадзіўся кужалём)[17].

По мнению И. Бесонова (Государственный республиканский центр русского фольклора), современное почитание дня, как женского («бабского») праздника, восходит к древней славянской традиции[25].

Поговорки и приметы[править | править код]

  • Козьма и Демьяна да Жён мироносиц — куриная смерть (режут кур)[26].
  • Мужики за пахоту, а бабы за стряпню (Рязан. губ.)[27].

Традиции и обряды

Это день женщины-христианки, которая несет мир в этом мире. В этот праздник вспоминают и Еву, первую грешницу, и Богородицу, которая даровала великое благо.

Накануне Дня жен-мироносиц женщины договариваются, у кого будут отмечать праздник и собирают продукты. Главными блюдами застолья являются яичница и курятина. На празднике присутствуют только женщины. Мужчинам запрещено принимать участие даже в подготовке к торжеству (резать курицу и т.п.).

В этот день проводится обряд «кумления девушек». Он подразумевает под собой выбор душевной подруги и обмен подарками.

Второй обряд, который проводят женщины – «крещение и погребение кукушки». Он напоминает старославянский ритуал. Сначала куклу, которая сделана из травы «кукушкины слезки», «хоронят», а через определенное время «вырывают». Кукушка в этом случае символизирует женское начало, душу и потусторонний мир.

В неделю жен-миро­но­сиц. Про­по­ведь

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний (21 апреля 1991 г.)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа.

Мы празд­нуем сего­дня день святых жен-миро­но­сиц, Иосифа Ари­ма­фей­ского и Нико­дима. Они еле упо­ми­на­ются в Еван­ге­лии до Страст­ных Дней, когда Хри­стос был предан, взят, остав­лен, распят, убит. Но вот в это время они вдруг появ­ля­ются.

У креста апо­сто­лов не было. Иуда пове­сился. И только Иоанн стоял с Божией Мате­рью, потому что он был апо­сто­лом любви, как и Божья Матерь, была любо­вью вопло­щен­ной, выра­же­нием всей любви к Богу и всей любви Боже­ствен­ной к нам, людям.

И когда была по види­мо­сти одер­жана победа зла над Хри­стом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бес­по­во­ротно пора­жен­ный, тогда появи­лись Иосиф и Нико­дим, кото­рые ока­за­лись вер­ными Ему не только во дни Его учи­тель­ства, но во дни Его пора­же­ния. Кажу­ще­гося, но оче­вид­ного пора­же­ния, в кото­ром никто не мог сомне­ваться, и кото­рое могли побе­дить только любовь и вер­ность до конца.

И вот встает вопрос перед каждым из нас. Мы знаем, что Хри­стос одер­жал победу. Мы не можем упо­до­биться ни женам-миро­но­си­цам, ни Иосифу Ари­ма­фей­скому, ни Нико­диму в том смысле, что мы не можем вер­нуться даже вооб­ра­же­нием к страш­ным дням кажу­ще­гося пора­же­ния Спа­си­теля.

Он сказал нам: то, что вы совер­шили над самым малым, самым ничтож­ным чело­ве­ком, вы сде­лали для Меня. И мы все, все без исклю­че­ния бываем посто­янно пора­жен­ными. Мы устрем­лены к добру, и отпа­даем от добра; мы верим добру и изме­няем добру; мы стре­мимся изо всех сил к тому, чтобы быть достой­ными чело­ве­че­ского звания, и это нам не уда­ется.

И вот в эти моменты, а они слу­ча­ются посто­янно в нашей среде, в среде всего чело­ве­че­ства, мы должны поду­мать о женах-миро­но­си­цах, поду­мать об Иосифе Ари­ма­фей­ском, о Нико­диме, и как скала твер­дая стоять, под­дер­жи­вая друг друга. «Друг друга тяготы носите, и так вы испол­ните закон Хри­стов», – гово­рит апо­стол Павел.

Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил под­дер­жи­вать друг друга, если мы не будем посто­янно, вдум­чиво, щедро отно­ситься друг ко другу, именно в моменты, когда нам кажется, что наш близ­кий, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не испол­ним закона Хри­стова.

Поду­маем о себе и о каждом чело­веке, кото­рый вокруг нас нахо­дится, о самых близ­ких и о слу­чай­ных встре­чах. Поду­маем о хруп­ко­сти чело­ве­че­ской, о том, как легко поскольз­нуться и упасть. И в момент пора­же­ния оста­немся вер­ными до конца. Любя­щим серд­цем не изме­ним и из страха не отвер­немся. И тогда дей­стви­тельно, понеся друг друга тяготы, мы испол­ним закон Хри­стов. Тогда мы войдем в сонм жен-миро­но­сиц, соеди­нимся с Иоси­фом и Нико­ди­мом, и оста­немся с теми, кто в тече­ние всей жизни чело­ве­че­ства не сты­дился пора­жен­ных, не отво­ра­чи­вался от падших, был Божией любо­вью и Божиим про­мыс­лом.

Аминь.

***

Праздник святых Жен-мироносиц. Иконы

Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии Воскресения Христова. Самое раннее из известных иконописных изображений Жен-мироносиц у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (232/3 или между 232 и 256 гг.). Жены-мироносицы изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом — две звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (втор. пол. V века) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом, — это впоследствии получило название «Явление ангела женам-мироносицам».

На рельефе серебряного саркофага (IV век) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены три Жены-мироносицы перед Гробом в виде здания, над которым находится фигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 года) гробница изображена в виде двухъярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Жены-мироносицы, над которыми представлено «Вознесение Господне».

В Евангелии Раввулы представлена листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Исуса Христа двум женам, которые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Исуса Христа Мариям по Воскресении».

В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизантийские формы отдельных предметов. На фреске монастырского храма в Милешеве (до 1228, Сербия) Жены-мироносицы изображены справа от ангела, крупная фигура которого доминирует в композиции. Ангел, сидящий на большом мраморном кубическом блоке в сияющих белых одеждах, изображен фронтально и смотрит прямо перед собой. В правой руке у него жезл, левой рукой указывает на пустую гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Справа от камня — небольшие фигуры двух Жен-мироносиц. В руках одной небольшая кадильница-кацея. Внизу изображены уснувшие стражники. На иконе XIV в. представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам»; женщины изображены дважды: сидящими перед гробницей и стоящими перед ангелом, который, сидя на плите, указывает им на пещеру с пеленами.

Неделя святых Жен МироносицЖены-мироносицы у Гроба Господня. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков. Фреска на восточной стене северной части трансепта. До 1156 г.

В русских, как и в византийских, памятниках сцена «Явление ангела женам-мироносицам» входит в страстные циклы, соседствуя либо с «Сошествием во ад», либо с «Явлением Христа женам-мироносицам», а также встречается в праздничном ряду иконостаса.

В целом композиция следует выработанной в средневизантийский период схеме, хотя возможны различные варианты изображения гробницы и пелен, числа Жен-мироносиц и стражников. Так, в росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год) Жены традиционно изображены подходящими слева, но гроб Господень представлен совершенно особенно: в виде прямоугольной плиты под киворием, на которой горизонтально в ряд лежат две условно изображенные пелены. Над гробом висят светильники на цепочках. Эта деталь композиции могла отразить реальные впечатления паломников от посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме и убранства камня Помазания.

Неделя святых Жен МироносицЖены-мироносицы у Гроба Господня. Из праздничного чина. Вологда. Санкт-Петербург, ГРМ. Конец XV — начало XVI вв.

Другой вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425 год). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть которого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят три Жены-мироносицы. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в русском искусстве.

Неделя святых Жен МироносицЖены мироносицы у Гроба Господня. Из праздничного чина. Москва. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в.), только саркофаг расположен под другим углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 год) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Жены-мироносицы стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей — стражей Гроба. На иконах XVI века спящими представлены три воина в доспехах (икона втор. половины XVI в.), стражников изображают и в большем количестве. На иконах кон. XV — нач. XVI вв. число Жен-мироносиц увеличено до семи, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, которая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (один из ранних примеров — икона из Гостинопольского монастыря, 1457 г.).

Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI веке. Особенностью, определявшей традицию русского искусства, стало изображение двух ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в.). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв.

Неделя святых Жен МироносицЯвление ангела Женам-мироносицам. Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, ЯрославльНеделя святых Жен МироносицЯвление ангела Женам-мироносицам. Ростов. Конец XVI — начало XVII вв. Музеи Московского Кремля, Москва.Неделя святых Жен МироносицИкона Святые Жены-мироносицы. Благовещенский собор Сольвычегодска, конец XVI в.

Зачем нам праздник жен-мироносиц?

Праздник жен-мироносиц, как ряд других христианских торжеств, не всегда понятен современнику. Некоторые верующие называют второе воскресенье после Пасхи «православным женским днем». Но в чем же разница? Только в дате?

Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

8 марта был утвержден как день революционерок, феминисток и бунтарок. Женщины требовали себе равных с мужчинами прав и даже больше. В нашей стране этот праздник не нес уже той смысловой нагрузки, с которой был задуман европейскими революционерками. 8 марта в России считается праздником всех женщин.

День жен-мироносиц, в отличие от 8 марта, наполнен глубоким религиозным смыслом. Этот праздник воспевает высокие женские качества, такие как верность, жертвенность, желание служить ближнему, стремление следовать за Богом и своим мужчиной, и, конечно, любовь. Перед женщинами, готовыми на тихий, но нужный подвиг, каждый уважающий себя мужчина с восхищением и восторженным уважением преклонит голову.

Матери, жены и сестры всегда были самоотверженными помощницами мужчин. Моральная поддержка ближних и забота о тепле и уюте домашнего очага, рутинный, никому незаметный, но важный труд в доме, титанический подвиг рождения и воспитания детей вызывают уважение, которым была пожалована Мария Магдалина, первой увидевшая Христа.

Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздноватьМихаил Нестеров, “Жены-мироносицы”, 1889 г.

В советское время, когда огромное количество верующих мужчин, «камней», на которых стояла Русская Церковь, были убиты или репрессированы, женщины взяли на себя крест церковного служения. Матери и жены в слезных молитвах сохраняют баланс в жизнях детей и мужей, беря на себя подвиг общения с Богом. Скольким мужчинам Господь сохранил жизнь по молитвам их женщин, ночами проводящим с Псалтырью в руках у святых икон?

Церковные праздники мы отмечаем, прежде всего, молитвой. В этот день, посвященный женам-мироносицам, отплатим нашим дорогим женщинам, бабушкам, мамам, женам, сестрам и подругам благодарным жестом прошений об их здравии к Богу.

Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Варвара Степанова

Старообрядка, писатель, иногда гонзо-журналист. Между Симбирском и Буэнос-Айресом. Текст – редакции, эмоции – читателю, нервы – поклоннику, честь – никому.

Приметы

День выдался пасмурным – хлеб будет с сорной травой.

Если на дубе осталось много желудей, значит, год будет плодородным, а зима – студеной.

Распустился первоцвет – ближайшие дни будут теплыми.

Список книг, песен и фильмов, посвященных празднику

Список авторов, исполняющих композиции к празднику:

  • Юлия Березова «Святые жены Руси»;
  • Елена Груздева «Жены-мироносицы»;
  • Трио «Ковчег»;
  • Азиза;
  • Евгений Кунгуров и Катя Лель;
  • Хор им. Святого Иоанна Кронштадтского.

Названия дня у славян

В восточнославянской культуре сегодняшний День жен-мироносиц имел свои интерпретации и названия, например такие как:

  • Бабий праздник.
  • Женский праздник.
  • Бабья братчина (Шапшиха).
  • Кумитное (Кумишное).
  • Маргоски (Моргосье, Маргошенье).
  • Бабья яичница.
  • Бабья неделя.
  • Завивальное воскресенье.
  • Лалынки.
  • Бабские свята.

Как видно из некоторых названий, праздник посвящался женщинам и сопровождался различными обрядами.

Одним из них было кумление, в котором принимали участвовали девушки, возраст которых приближался к брачному. Как правило, он проводился в день, когда происходило завивание березки. Две подружки с двух сторон подходили к березке, на которую был надет венок, три раза целовались через него. При этом они предлагали друг другу покумиться, никогда не браниться и навек подружиться. После этого происходил обмен нательными крестиками и маленькими подарками.

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей  в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших  церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме  располагается Областной детский культурный центр.

Неделя святых Жен МироносицЦерковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.

Неделя святых Жен МироносицЦерковь Жен-мироносиц со Скудельниц

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

Какого числа День жен-мироносиц в 2022, 2023, 2024 году

2022 2023 2024
8 маяВс 30 апреляВс 19 маяВс

Праздники России

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 2

Сколько всего было просмотров: 12501

Топ-5 подарков ко Дню супруга

В России еще не все знают о таком интересном январском празднике, как День супруга. И с идеями, как же поздравить родного и близкого мужчину, могут возникнуть проблемы. Не расстраивайтесь, мы расскажем об основных презентах и сюрпризах, которые делают в этот день.

Итак, топ-5 подарков в День супруга:

  1. Романтичный ужин, плавно перетекающий в ночь. Если заранее забронировать столик в уютном кафе или шикарном ресторане (выбирайте, что вам ближе), вы проведете вечер, наслаждаясь беседой и компанией друг друга. Организовать романтическую трапезу без особых усилий можно и дома. Тогда после ужина не придется никуда ехать, и вы сможете полностью расслабиться. Но и готовить, и прибираться придется тоже вам.

    Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

  2. Сладкие презенты. Праздник не настолько значимый, чтобы озадачиваться поиском большого подарка. Набор пирожных с нестандартным и романтичным декором будет отличным вариантом. Презентовать их можно сразу после пробуждения как дополнение к утреннему кофе и горячему поцелую. Полностью отразить ваши чувства смогут капкейки с надписями.

    Капкейки «Люблю»
    Капкейки «Люблю»

    Капкейки «Я тебя люблю»
    Капкейки «Я тебя люблю»

    Капкейки «Самому лучшему мужу»
    Капкейки «Самому лучшему мужу»

    Капкейки «Комплименты любимому»
    Капкейки «Комплименты любимому»

    А пирожные с совместными фотографиями позволят вспомнить о счастливых моментах из вашего прошлого и помечтать о будущих приключениях. Такой десерт не только станет замечательным вкусным подарком для мужа, но и задаст романтичную атмосферу для празднования. Кроме собственных фото для печати могут использоваться, например, фантики от «Love is…»

    Капкейки «Капкейки с фото»
    Капкейки «Капкейки с фото»

    Набор капкейков для любимого
    Набор капкейков для любимого

  3. Завтрак в постель. Несмотря на некоторую избитость и простоту подобного сюрприза, он всегда производит отличное впечатление. Тем более, если ваш мужчина не подозревает о существовании Дня супруга, что весьма вероятно. Ароматный кофе и теплый завтрак из рук любимой женщины поднимут настроение и подарят массу положительных эмоций. Подобный вариант поздравления станет палочкой-выручалочкой для дам, которые только в преддверии праздника узнали о нем и не успели забронировать ресторан или купить презент.

    Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

  4. Совместный отдых. Выберите такое занятие, которое по душе и супругу, и вам. Тогда положительные эмоции для обоих гарантированы. Вы можете отправиться в клуб, остаться дома и поиграть в его любимую компьютерную игру, посетить с визитом друзей, принеся им весть о празднике, подраться подушками, в конце концов, смотреть любимое кино, укрывшись теплым пледом. Главное, что вы рядом!

    Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

  5. Прогулка по зимнему городу. Если любимый трудится 19 января не допоздна, пригласите его на прогулку по городскому парку. Зима – очень красивое время, особенно если она выдалась снежной и не слишком морозной. Бродить по сугробам, держась за руки, приятно и романтично. Кроме того, в это время года можно: кататься на коньках, лепить снеговиков, ловить снежинки губами, мчаться с горы, вновь чувствуя себя детьми, и обниматься, валяясь на снегу и рисуя снежных ангелов. А не замерзнуть позволят милые маленькие кафешки, где вас согреет чашечка глинтвейна или горячий чай с печеньем. Именно такие вечера будут долго вспоминаться и будить в душе самые светлые чувства.

Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит