Новый год – любимый праздник людей в нашей стране. А образы Деда Мороза и Снегурочки – доброго волшебника и его внучки – символы торжества.
Стоимость услуги «Заказ Деда Мороза и Снегурочки»
Указать все цены в рамках статьи практически невозможно, так как на формирование цен влияет 8 важных условий (смотрите ниже). Прайс-лист занимал бы четыре-пять страниц. Тем не менее настоятельно рекомендуем познакомиться с этим материалом, который поможет вам ориентироваться в ценах и не переплачивать в дальнейшем при заказе услуги.
Чтобы удовлетворить любопытство родителей, укажем стоимость заказа на самую распространенную опцию в сезоне 2020-2021 года для столицы.
Заказ Деда Мороза и Снегурочки на дом на полчаса. Москва. В прайс-листе три варианта представления: «эконом», «стандарт» и «вип».
Эконом-вариант: 1.800 руб.
Стандартный вариант: 3.000 руб.
Вип-вариант: 5.000 руб.
История возникновения[править | править код]
Исследования[править | править код]
В своём исследовании С. Б. Адоньева указывает[4], что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Е. В. Душечкина, в принципе соглашаясь с таким мнением[3], указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге[7].
Славянская мифология[править | править код]
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко)[8].Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай[8].
Формирование образа[править | править код]
В литературную традицию Дед Мороз вошёл в 1840 году — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович»[9], в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода[3][10].
Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь[3]:
… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.
Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза[11][12]. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза[13]. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost)[14].
После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений[3][нет в источнике].
В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года с новогодней ёлкой (однако Постышев не предлагал вернуть Деда Мороза[15]), после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики[16]. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 года прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка[17]. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов[18].
В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф[19].
1. Как отмечали Новый Год в дореволюционной России?
В дореволюционной России традиционный для нас Новый Год не праздновался. Зато с большим размахом отмечалось Рождество, как и в других странах Европы. Само Рождество Христово — это один из важных праздников, который отмечают все христиане мира. Он отмечается 25 декабря по юлианскому (7 января по григорианскому) календарю.
Рождественская елка
20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр издал указ, в котором предписал вести летосчисление от Рождества Христова, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». (Традиция ставить елку на Руси впервые появилась при Петре Первом. Однако сохранились данные, что жители Немецкой Слободы в Москве ставили рождественскую елку еще до петровских реформ).
Сама традиция наряжать елку появилась в Германии, откуда затем распространилась на всю Европу. Сначала рождественская елка была доступна только аристократии, но к концу XIX века стала обычным явлением и среди крестьян. Разница между елками была только в украшениях (у дворян на елке мог быть шоколад, сладости и яблоки, у крестьян — все было скромнее).
Рождественский стол
В Рождество подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости. Среди напитков доступным и популярным считался сбитень (алкогольный для взрослых и безалкогольный для детей). Шампанское появилось на столах только в начале XIX века — после победы над Наполеоном его оценили русские солдаты, а позже оно пришлось по вкусу и знати.
Гулянья
Аристократы устраивали пышные балы, дамы наряжались в роскошные платья, а кавалеры — в парадные мундиры. У простых людей были хороводы, гулянья на улицах. Люди ходили друг к другу в гости и поздравляли с благим праздником, дарили подарки. На центральных площадях городов устраивались театральные представления, катки, ледяные горки и катание на лошадях.
Дед Мороз и православие[править | править код]
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным[3]. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению[источник не указан 1171 день]. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.
На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий[20]: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».
Финляндия
Финский поздравитель Йоулупукки переводится на русский как «рождественский козел». Деревенские жители, разносившие в рождественскую ночь подарки по домам, надевали шубы из козлиных шкур. Считается, что Йоулупукки проживает внутри сопки Корватунтури, в таинственных пещерах Кайкулуолат. У него большие уши, поэтому он всегда знает, кто из ребятишек хорошо себя вел, а кто озорничал.
Фото: https://fishki.net. Йоллопукки справа со своим венгерским коллегой.
Швеция
Шведские детишки получают подарки от рождественского гнома, которого зовут Юль Томтен Йолотомтен. Гном одет в зеленый костюмчик, красные штанишки, шапку-чулок и непременно с бородой. Внешне Юль Томтен Йолотомтен напоминает нашего домового. Считается, что ежегодно в Рождество он прячется в подполье каждого дома. Проживает гном в заповедном лесу с живописными долинами и озёрами. Команда помощников у шведского гнома обширная: веселый снеговик Дасти, принц с принцессой, озорные мыши, Король со Снежной Королевой, ведьмы и многочисленные эльфы.
Фото: https://infourok.ru
В России[править | править код]
Летняя резиденция Деда Мороза.
Тверь
, 18 июня 2016.
В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 1980-х годов, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 г. были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки[21]. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе[22]. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза»[1]. В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября[23]. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы[23].
Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг[24].
25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва, за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица[25].
Московская усадьба Деда Мороза была создана в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг — Родина Деда Мороза». В 2004 году мэр Москвы Ю. М. Лужков и префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов приняли решение построить Почту Деда Мороза, торжественное открытие которой состоялось через год. В 2006 году в Усадьбе были открыты четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. 5 августа 2008 года распоряжением правительства Москвы Московской усадьбе Деда Мороза был присвоен статус государственного бюджетного учреждения[26]. Учредителем Усадьбы является Комитет общественных связей г. Москвы. Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18 ноября — дня рождения Деда Мороза, до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями. Ежегодно в усадьбу поступает более 20 тысяч писем[27].
В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске. Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска»[28].
Помимо «общенациональных» Дедов Морозов с резиденциями в Архангельске, Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме[29].
Вьетнам
Вьетнамского духа Нового года зовут Тао Куэн, а также его величают духом семейного очага. В канун Нового года Тао Куэн отправляется на карпе, превращающегося в дракона, на небо, чтобы доложить владыке о добрых делах каждого члена семьи. Поэтому по традиции возле его изображения кладут много сладостей.
Фото: http://www.wday.ru
Немного о внучке – Снегурочке
В поп-культуру образ Снегурочки пришел ближе к 19 веку. Тогда Г.П. Данилевский выпустил знаменитый поэтический вариант истории об ожившей ледяной девушке. В отличие от Деда Мороза, образ Снегурочки имеет конкретный год рождения – 1873. Именно тогда вышла одноименная пьеса Островского, а местом появления внучки деда на свет считается имение Щелыково, Костромская область – там писатель и переложил сюжет на собственный лад.
В 1874 году «Снегурочку» напечатали в журнале «Вестник Европы». Оттуда о пьесе узнал знаменитый русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, но с первого прочтения не вдохновился. Его не особенно тронула проблематика и драма. Лишь через пять лет композитор перечитал произведение, и то «заиграло новыми красками». Это случилось зимой 1879 года, Римский-Корсаков тогда описал свои ощущения как влюбленность в литературную атмосферу, усиливающаяся по мере продвижения сюжета. Тогда же он почувствовал, что тяготеет к русскому язычеству и обычаям, а идея написать оперу усиливала положительные эмоции. Образы Снегурочки и Весны (Лели), Берендея и его ледяного царства показались композитору поэтичными и чарующими. 3 года ушло на написание оперы, и 3 января 1882 года состоялась премьера. Дело было в Мариинском театре во время бенефиса русской оперы. Скоро произведение достигло и столицы, сперва Русской частной оперы именитого С. И. Мамонтова, а затем и Большого театра. Правда, последнее событие случилось через 11 лет после премьеры.
Образ внучки Деда Мороза формировался в литературе и в живописи. Однако именно Островский разбудил всеобщий интерес к Снегурочке. Изначально героиня была дочкой и постоянной спутницей Мороза, со временем родственные связи претерпели известные изменения – дочь стала внучкой. Внешний облик красавицы сформировали выдающиеся художники Васнецов, Врубель и даже Рерих. Именно живопись подарила литературному образу внешний вид, привычный нам: меховая лента на голове, бело-голубой сарафан, характерный горностаевый снежный наряд в пол и небольшая шуба поверх всего. Однако в качестве ведущей праздников Снегурочка не выступала до прошлого столетия.
Ирландия
Ирландский Даиди на Ноллаиг носит длинную зеленую шубу. У него тоже есть посох, но, в отличие от нашего Дедушки, ирландский на посохе носит не сосульку, а связку трав и вместо шапки у Даиди на голове венок.
Фото: http://anub.ru
Китай
Шо Хин, Шэн Дань Лаоджэнь или Дун Че Лао Рен из Китая имеет черную длинную бороду и типичный для китайцев узкий разрез глаз. На красном кимоно с белыми обшлагами располагаются изображения драконов и змей. Шапка у Шо Хина золотая с красными помпонами. Передвигается китайский дедушка на колесницах или на особых носилках, как императоры древности.
Фото: http://tanetharo.c0.pl
Чехия, Словакия
Чехия и Словакия также имеют по два поздравителя. Чешский Дед Микулашприходит в каждый дом в ночь на 6 декабря — ночь перед днем Святого Николая. Внешне он выглядит как близнец русского Деда Мороза: длинная шуба, посох, шапка. Только вот подарки он приносит в заплечном коробе и помогают ему прекрасный ангел в белой одежде и лохматый чертёнок. Послушным детям Микулаш приносит апельсины, яблоки и различные сладости. В «рождественском сапоге» бездельника или хулигана оказывается кусок угля или картофелина. Для многих остается загадкой, как уживается Дед Микулаш с Ежишком. Последний считается самым скромным и незаметным новогодним персонажем во всем мире. Он подбрасывает подарки детям. Ежишек подбрасывает ребятам подарки таким образом, чтобы его не увидел никто. Именно поэтому его внешность остается загадкой.
Фото: http://megashow-kazan.ru. Дед Микулаш.
5. Почему оливье так популярен на новогоднем столе в России?
В советское время этот салат назывался «Московский» и популярность приобрел в конце 80-х — начале 90-х годов XX века благодаря простому рецепту и доступным для всех слоев населения продуктам в составе.
Интересно, что салат, который мы называем «Оливье», во всем мире известен как Russian Salad. И он имеет мало общего с настоящим салатом «Оливье», ставшим знаменитым в России XIX века.
Вот один из вариантов рецепта из книги Пелагеи Павловны Александровой «Руководство к изучению основ кулинарного искусства» 1897 года: «основными ингредиентами являются: рябчики, картофель, огурцы, Провансаль, салат (латук), раковые шейки, ланспик, каперсы и оливки».
Фото: Александр Вильф/РИА Новости
Деды Морозы из советских Бюро добрых услуг
Деды Морозы, работающие в фирме «Заря», отправляются в Москве на заказ
В конце 50-х — начале 60-х годов формируются направления работы бытовых услуг. К ним относились услуги по уборке и ремонту квартиры, пошиву одежды, мелкому ремонту, уходу за больными и пожилыми людьми и т. п. Обращаясь к человеку, который навязывается без надобности в помощники, говорили: «Ты что – из бюро добрых услуг?»
В конце 60-х годов в Москве в фирме «Заря» появляется услуга «Заказ на дом Деда Мороза и Снегурочки». Качество работы «волшебников и их квалификация было разными. Не всегда в Дедушки Морозы шли артисты. Чаще было по-другому. Людей в кудесники набирали с улицы, не очень интересуясь их навыками. Услуга оказалась востребованной, и надо было выполнять план по поздравлениям.
Сегодня на смену советским конторам пришли офисы различных служб заказов и вызовов Дедов Морозов. О некоторых особенностях работы этих фирм мы и рассказали в этой статье.