Ежегодно 17 июля отмечается День авиации Военно-морского флота (ВМФ) РФ. ТАСС — о некоторых характеристиках самолетов и вертолетов, составляющих ее основу, а также о том, какая техника появится в будущем
Палубная авиация
Основу ее составляет истребитель четвертого поколения Су-33. Именно эта машина, как отмечают эксперты, «определила начало новой эры советской, а затем и российской палубной авиации». Самолет разрабатывался специально для ВМФ России в ОКБ Сухого (ныне — подразделение ПАО «Компания «Сухой» в составе Объединенной авиастроительной корпорации) под руководством авиаконструктора Михаила Симонова.
Изначально известен был как Су-27К. Первый полет состоялся в 1987 году, а 1 ноября 1989 года впервые осуществил посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов». Су-33 был принят на вооружение в 1998 году и с тех пор является основным самолетом палубной авиации нашего ВМФ.
На эту тему
Самолет управляется одним пилотом, имеет встроенную 30-мм пушку ГШ-30-1, управляемые ракеты класса «воздух — воздух», неуправляемые ракеты, а также авиабомбы. Максимальная скорость — 2300 км/ч, практический потолок — 17 000 м, дальность полета — 3000 км. Ожидается, что в перспективе все «сушки» пройдут модернизацию и будут доведены до уровня современных истребителей Су-30СМ.
Еще один палубник — МиГ-29К (есть также учебно-боевой вариант — КУБ). Он является дальнейшим развитием МиГ-29. В его задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.
Самолет вооружен управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя, противокорабельными крылатыми ракетами Х-31А и Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей. Максимальная скорость — 2300 км/ч, практический потолок — 17 500 м, дальность полета — 2000 км.
На эту тему
Впервые в Воздушно-космических войсках РФ на этот самолет установлена система обнаружения лазерного облучения со стороны вражеских комплексов ПВО. Она «видит» все, что происходит на дальности около 140 км, может сопровождать до десяти целей и одновременно наводить на них до четырех ракет. После все эти разработки стали предпосылкой для создания в РСК «МиГ» еще более совершенного истребителя МиГ-35.
Есть среди палубников еще учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ, созданный на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ. Отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.
Первый летающий образец был создан в начале 1988-го. В 1991–1995 годах была построена вторая и последняя партия из пяти Су-25УТГ. Максимальная скорость — 1000 км/ч, практическая дальность — 1850 км, практический потолок — 7000 м. Состоит на вооружении 279-го корабельного истребительного авиаполка авиации Северного флота, а также смешанного авиакрыла 859-го центра боевого применения и переучивания летного состава в Ейске.
Что касается морских винтокрылых машин, то это прежде всего Ка-27. Является самым массовым вертолетом авиации ВМФ. Он бывает в нескольких вариантах — противолодочный (ПЛ), поисково-спасательный (ПС) и радиолокационного дозора (РЛД).
Ка-27ПЛ способен обнаруживать подводные и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты слежения, а также атаковать их с применением бортового вооружения. Экипаж — три человека, максимальная скорость — 285 км/ч, практическая дальность полета — 750 км.
Ка-27ПС служит для обеспечения аварийно-спасательных работ при бедствии кораблей и судов в различных метеоусловиях при волнении моря до пяти баллов одиночно и при взаимодействии с кораблями. Для этого он оснащен лебедкой грузоподъемностью 300 кг.
Ка-31 (или Ка-27РЛД) обеспечивает обнаружение воздушных, надводных целей и автоматическую передачу информации о них на наземные и корабельные пункты управления или комплексы ПВО.
«Свои функции Ка-31 выполняет замечательно: любой командующий корабельной группировкой очень хочет, чтобы у него было как можно более полное понимание воздушной и надводной обстановки, как можно дальше за горизонт. И эта машина позволяет обеспечивать необходимой информацией, а имея информацию, есть возможность принять правильное решение», — рассказывал в интервью ТАСС об этой машине летчик-испытатель 1-го класса АО «НЦВ Миль и Камов» (в составе холдинга «Вертолеты России») Александр Чередниченко.
Сейчас флот получает модернизированную версию Ка-27М. В ближайшей перспективе они составят основу противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок. В Минобороны РФ планируют отремонтировать и модернизировать в общей сложности 50 вертолетов этого типа.
По словам Чередниченко, на нем стоит новый цифровой комплекс, «позволяющий более точно и четко искать подлодки».
На эту тему
Расширена также и номенклатура вооружения. «То есть раньше на Ка-27, допустим, были в основном торпеды, сейчас дополнительно к ним авиационные противолодочные ракеты АПР-3М, которые с очень высокой вероятностью способны поражать субмарины. Также корректируемые и обычные противолодочные авиационные бомбы калибра до 250 кг, которые тоже сбрасываются в расчетной точке по сигналам комплекса», — говорил летчик-испытатель.
Еще одна модификация Ка-27 — Ка-29. Вертолет-штурмовик, который позволяет выполнять высадку морской пехоты и огневую поддержку. Причем ему присущи те же функции, которые выполнял Ми-24 в сухопутных войсках. На Ка-29 находится комплекс управляемого вооружения.
Машина получилась очень грозная. По своему составу вооружения практически не уступает вертолету Ми-24В. Так же и по своим летно-техническим характеристикам, а по некоторым — даже и превосходит его. На скорости 270–290 км/ч без всякой тряски очень хорошо идет. Он почти такой же скоростной получился, как Ми-24 (один из самых скоростных в мире — прим. ТАСС)
Александр Чередниченко
летчик-испытатель 1-го класса АО «НЦВ Миль и Камов»
Однако в ближайшем будущем задачи по огневой поддержке морских десантов возложат больше на новый вертолет — Ка-52К «Катран». Там стоит управляемое вооружение, которое может применяться, не входя в ближайшую зону ПВО противника. По словам вертолетчика, эта машина обладает рядом уникальных характеристик с точки зрения не только приборного оборудования и вооружения, но и пилотирования.
От сухопутной версии — Ка-52 «Аллигатор» — «Катран» отличается компоновкой: получил складывающиеся лопасти (позволяют уменьшить размер вертолета для размещения на корабле), были усилены стойки шасси, изменена система кондиционирования летчика. Еще из новшеств — элемент внешней подвески, который может перевозить определенные грузы.
‘ ТАСС /Минобороны/пресс-служба холдинга «Вертолеты России»‘
В перспективе на смену Ка-27 разрабатывается новый палубный вертолет, который получил шифр «Минога». «Мы продолжаем с Минобороны формирование технического задания на следующий этап, на опытно-конструкторскую работу», — говорил в 2019 году о новой разработке глава вертолетного холдинга Андрей Богинский, подчеркивая, что «это будет абсолютно новая машина». Генеральный конструктор «Камова» Сергей Михеев сообщал, что вертолет может быть создан и в беспилотной версии.
Формирование морской авиации
Входящие в состав Воздушно-космических сил ВВС России отмечают День Авиации 12 августа. Подразделения морской авиации ВМФ РФ празднуют свой «День Рождения» почти на месяц раньше – 17 июля. Этот род войск очень специфичен, защищает рубежи сразу двух стихий – воды и неба. Историю развития морской авиации можно представить такими датами:
- 1910 г. – летом закуплен самолет Антуанет-4 для Морского ведомства, первый полет на нем произвел лейтенант Дорожинский с аэродрома Куликово в Севастополе;
- 1912 г. – вице-адмирал Григорович подписал в мае приказ о создании авиаотрядов на флоте, в августе спущен на воду на Васильевском острове в СПб первый гидроплан;
- 1914 г. – Первая мировая война помешала развертыванию авиаотрядов на Тихоокеанском флоте, а существующие подразделения приказом передали службе связи;
- 1916 г. – 17 июля четыре самолета России отразили нападение такого же количества немецких самолетов на Балтике, что принято считать Днем МА ВМФ России;
- 1916 г. – сформирована структура подразделений – отряд из 4 – 8 самолетов, дивизион из 2 – 4 отрядов, бригада из 2 – 4 дивизионов, дивизия – минимум из 2 бригад, взаимоотношения начальников/командиров авиационных и корабельных регламентированы Положением о дивизионе КА (корабельной авиации);
- 1916 г. – создание Ванской флотилии (оз. Ван, Турция) из двух гидросамолетов М-5 под началом мичмана Иванова для поддержки Бакинского отряда, Чудского гидроавиаотряда (оз. Чудское);
- 1917 г. – формирование бригады особого назначения с полномочиями дивизии для поддержки флотилии Северного Ледовитого океана;
- 1917 г. – для руководства авиацией флотов создано управление УМАиВ во главе с А. А. Тучковым;
- 1917 г. – В. И. Ленин назначает комиссаром МА А. П. Онуфриева, затем авиация присоединяется к воздушным силам УВОФЛОТ, выходит из подчинения;
- 1918 г. – Балтийская дивизия эвакуируется на Волгу, командование изменяет ее статус на бригаду особого назначения (три дивизиона из восьми отрядов);
- 1918 г. Черноморская дивизия прекращает существование после потери личного состава и техники;
- 1920 г. – подчинение морской авиации Воздушному флоту РККА, помощником по гидроавиации становится М. Ф. Погодин, затем А. П. Онуфриев.
Самолет Антуанет
Гидроавиаотряд
Первая Полярная авиация СССР
В дальнейшем с 1920 года в течение 18 лет российский Морской авиационный флот подчинялся ВВС РККА. В 30-е годы из летчиков МА сформирована Полярная авиация. Затем Народный Комиссариат ВМФ вновь выделяет Морскую авиацию в декабре 1937 года, дальнейшее развитие этого рода войск продолжается:
- 1937 г. – С. Ф. Жаворонков становится начальником авиации ВМФ (Маршал авиации СССР с 1944 года);
- 1941 г. – формирование трех отрядов из гражданской авиации в конце июня для транспортных перевозок внутри флотов, придание подразделениям штурмовиков и боевых самолетов Погранвойск, относящихся к НКВД;
- 1941 г. – создание ударной особой группы из самолетов ДБ-3Т количеством 15 штук по указу Наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова;
- 1941 г. – осенью расформированы части и соединения, утратившие боевую технику, экипажи отправлены в тыл.
Самолет ДБ-3Т
В 1942 году 1, 5 и 13 полк Балтики, 72 полк Северного флота удостоены звания Гвардейских. Чуть позже к ним добавились 2,5, 6 и 8 полки ЧФ. После придания морской авиации в следующие два года бомбардировщиков и штурмовиков Пе-2 и Ил-2 добавлены соответствующие подразделения МА ВМФ.
Самолет Пе-2
В 1943 году вместо плавающих лодок в разведывательных подразделениях начинают использоваться иностранные бомбардировщики и истребители Бостон, Аэрокобра Р-39, Киттихаук, Томахок и Р-40.
Аэрокобра
В последние годы войны на Северном флоте добавлена 14 дивизия САД, Тихоокеанском 15 и 15 САД, Черноморском 13 ПАД. После Победы штурмовые подразделения авиации ВМФ ликвидированы, зато созданы три дивизии 17, 18 САД на Тихоокеанском флоте, 19 МТАД ГК ВМФ. С учетом эффективности боевых действий во время ВОВ дальше развитие морской авиации происходило следующим образом:
- 1946 г. – упразднение ГК ВМФ, подчинение министру ВС, переименование в ВВС ВМФ в Авиацию ВМС, переход на штат мирного времени;
- 1946 г. – расформирование всех летных частей из-за списания летающих лодок МБР-2;
- 1947 год – деление ТФ на 5 и 7 Тихоокеанские флоты, БФ на 4 и 8 Балтийские флоты.
Летающая лодка МБР-2
До 1950 года сокращено 3 дивизии, флотилии утратили базы, оборонительные районы и саму авиацию. Со следующего года летчики истребителей начали переподготовку на самолетах реактивного типа МиГ-15 и МиГ-17. Реформа 1951 года перевооружила части торпедоносцами взамен минно-торпедных самолетов. В 1953 году Тихоокеанский флот вновь стал единым, а в 1956 году это произошло и Балтийским флотом.
В 1953 году Авиация флотов вновь была переименована в ВВС ТОФ, СФ, БФ и ЧФ, соответственно. В это же время на вооружение поступили вертолеты:
- Ка-15 базировались на кораблях;
- Ми-4 формировались в отдельные эскадрильи на суше.
Вертолет Ка-15
Вертолет Ми-4
Позже в 1958 году их переформировали в полки ОАПВ. Часть истребительной авиации переподчинялась войскам ПВО, для командиров которых летчики в тельняшках становились головной болью. Совершенно новое подразделение – Морская ракетоносная авиация МРА – возникло в 1961 году. По мере возникновения новых боевых машин ими комплектовались подразделения морской авиации флотов:
- 1962 г. – разведчик сверхзвуковой Ту-22Р;
- 1963 г. – модификация разведывательного самолета Ту-95РЦ;
- 1965 г. – амфибийный самолет Бе-12;
- 1967 г. – противолодочный самолет Ил-38;
- 1969 г. – Ту-142 (комплекс дальнего действия);
- 1972 г. – вертолет Ка-27 для дальнего патрулирования с берега и борта судна.
Самолет Ту-22Р
Амфибия Бе-12
Вертолет Ка-27
В 70-е годы произошло освоение морской авиацией дальних аэродромов за пределами СССР:
- Тихий океан – Вьетнам;
- Атлантический океан – Ангола, Гвинея и Куба;
- Индийский океан – Йемен, Сомали, Эфиопия;
- Средиземное море – Сирия и Египет.
С 1974 года ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 поступил в МРА Балтики и Черноморского флота.
Через шесть лет он стал штатной единицей вооружения ТОФ. Авианесущие крейсеры ТАВКР, пригодные для самолетов вертикального взлета Як-38, были спущены на воду в середине 70 годов. Для СФ был построен крейсер ТАВКР Киев, для Тихоокеанского флота Новороссийск и Минск.
ТАВКР Киев
В 1975 году созданы штурмовые береговые подразделения с самолетами Су-17М. В 1979 году под нужды экранопланов типа Орленок МДЭ была создана 11 авиагруппа ВМФ, подчинявшаяся напрямую Москве.
Экраноплан Орленок
В 1980 году АВМФ в очередной раз переименованы в ВВС ВМФ. Единственный на сегодняшний день авианесущий тяжелый крейсер Адмирал Кузнецов введен в строй в 1991 году.
ТАВКР Адмирал Кузнецов
Изменение структуры МА ВМФ
На начало года, следующего за созданием авиаотрядов во флотах Российской Империи, то есть январь 1913 г. Черноморский флот был вооружен 5 гидропланами, а Балтийский – 2 аэропланами колесными и одним гидропланом. В Генштаб ВМФ введено подразделение из 3 офицеров – отделение авиации.
На начало I Мировой войны 10 летчиков-офицеров готовилось на флотах, а 20 уже имели дипломы, на Балтике и Черном море было 10 и 8 гидросамолетов, соответственно. К 1915 году Черноморский и Балтийский флот имел 30 и 47 гидропланов, соответственно, насчитывал в штате 859 нижних чинов и 78 офицеров.
К 1917 году количество аэропланов достигло 264 единицы:
- 29 самолетов – Бакинская и Петроградская авиашколы;
- 88 самолетов и 20 гидросамолетов Григоровича М-11, М-12 – Балтика;
- 152 самолета, 4 управляемых малых аэростата, 61 гидроплан М-11 и М-12 – Черноморский флот.
Офицеры и техника Бакинской авиашколы
Летающая лодка М-12
На Балтийском флоте числилось 1339 рядовых, унтеров и кондукторов, 96 офицеров. На Черноморском – 1039 и 115 человек, соответственно. М. И. Федорович в звании капитана 1 ранга стал начальником дивизии Черного моря, а Б. П. Дудоров в таком же чине Балтийского моря. Перед Октябрьской революцией в состав МА России входили дивизион и 2 бригады Черноморского флота, отряд и 2 бригады Балтики, общим количеством 169 самолетов.
После революции на Черном море было 9 истребителей Ньюпор-17 и 104 гидросамолета М-5, М-9, М-11 и М-15 на 74 летчика, на Балтийском море 24 истребителя Ньюпор-21, 74 лодки летающих М-15, М-16 и М-95 на 87 летчиков. Школы высшего пилотажа и боя воздушного работали в Красносельске (25 летчиков), Ораниенбауме (50 летчиков), Баку (180 курсантов) с 75 учебными самолетами.
Ньюпор-17
Осенью 1918 года Морская авиация СССР состояла из авиаотрядов Онежского, Каспийского, Волжского и Беломорского. Истребителей осталось 9 штук (Лебедь и Ньюпор), гидросамолетов М-9 всего 18 штук, 14 машин сохранилось на Балтике.
Истребитель Лебедь
Затем за два года этот род войск получил развитие, на 1920 год имел 4 истребительных и 10 гидроавиаотрядов с парком техники в 75 самолетов.
Начиная с 1921 года, подчиненная ВВС РККА СССР морская авиация существовала в виде подразделений:
- ВФ Балтики – отдельный истребительный отряд, 2 разведотряда, дивизион осназа;
- ВФ Азовского и Черного моря – истребительный отряд, 2 разведотряда, гидроавиадивизион.
Летом 1937 года открываются авиаучилища в Николаеве и Ейске, авиационно-техническое училище в Перми. Появляются бомбардировщики МА, использующие торпеды и мины. К 1940 году Авиацию ВМФ составляли 38 разведывательных самолетов и бомбардировщиков (Пе-2 и Че-2, соответственно), 51 истребитель (Як-1 и МиГ-3), 2824 боевых самолета.
Истребитель Як-1
Во время Финской войны морская авиация действовала исключительно над территорией суши, срывая автомобильные и ж/д перевозки. Из-за значительного удаления пунктов дислоцирования от границ с Германией, в первые дни войны этот род войск, в отличие от ВВС СССР, потерь не понес ни в технике, ни в живой силе. Зато позже морскую авиацию привлекли для прикрытия сухопутных войск, а к подобным задачам экипажи оказались не готовы, потери были очень значительные.
Сразу после формирования особой ударной группы самолеты ДБ-3Т сбросили бомбы на Берлин, и вернулись на базу без потерь. Спецоперацией командовал полковник Е. Н. Преображенский. В течение последующих 7 вылетов переделанных под бомбардировщики торпедоносцев подразделение потеряло 7 экипажей и 18 самолетов. После чего, подобных диверсий в тылу врага больше не предпринималось.
В конце 1943 года МА ВМФ имела 12 соединений:
- ТОФ – 12 ШАД, 10 БАД, 7 ИАД, 2 МТАД;
- БФ – 9 ШАД, 8 МТАД, 3 ИАД;
- ЧФ – 11 ШАД, 4 ИАД, 1 МТАД.
Таким образом, в начале ВОВ (1941 – 1942 г.г.) структура морской авиации СССР имела вид:
- авиация флотилий – Пинской, Онежской, Ладожской, Кавказской, Волжской, Азовской и Амурской;
- ВВС флота – Тихоокеанского, Северного, Черноморского, Балтийского;
- ВВС флотилии СТО;
- 2 АГГУСМП;
- 3 АГВМФ;
- части подчинения центральному управлению – Астраханский ЛИС, 64 ОАП, 13 АП, 3 ЗАП, 2 ЗАП, 1 ЗАП, АБ школ, ВМАУ Леваневского и имени Сталина, КУНС.
Управление этими подразделениями располагалось в столице СССР. В Японию боевые вылеты совершали подразделения авиации Амурской флотилии, СТОФ и ТОФ. В 1946 году Авиация ВМС насчитывала 145 самолетов в училищах, 330 гидропланов, 482 штурмовика, 727 торпедоносца и бомбардировщика, 1159 истребителя и 1059 импортных самолетов.
С 1961 г. по 1985 г. структура МА выглядела следующим образом:
- ракетоносная дивизия – на каждом флоте, в ТФО сразу две;
- разведполк – по одному в каждом флоте;
- эскадрилья или полк вертолетов – 1 – 2 на каждый флот СССР;
- транспортный полк – по одному в каждый флот;
- противолодочный полк – один в каждом флоте.
Палубный вертолет
Эскадрильи спецназначения создавались на флоте для решения различных задач в необходимом количестве
Во времена СССР в состав морской авиации входили подразделения:
- специальные – летательные аппараты санитарные, буксировочные, корректировочные, связи, минные тральщики, воздушные топливозаправщики;
- транспортные – перевозка наземного транспорта и живой силы;
- поисково-спасательные – вертолеты Ка-27;
- противолодочные – созданы для борьбы с подлодками;
- истребительные – сопровождение бомбардировщиков, уничтожение воздушных целей противника;
- штурмовые – прицельное поражение сухопутных и морских целей;
- ракетоносные – вооружались снарядами «воздух/поверхность».
С 1950 г. по 1954 г. в состав также входили авиационные учебно-тренировочные эскадрильи в каждой дивизии минно-торпедных и истребительных подразделений. Например, на Тихоокеанском флоте существовало 10 тренировочных эскадрилий. Расформированы они были после выполнения переобучения летного состава на машины Ил-28 и МиГ-15.
МиГ-15
Вооружение и техника
Для авиации ВМФ России используется закупка авиатехники за рубежом, чего во времена СССР не было в принципе. В основном это чешские учебно-боевые самолеты L-39. В состав подразделений входят боевые летательные аппараты:
- Радиоэлектронная разведка:
- Ил-20 (Лысуха) – спутниковая связь, датчики оптические, сканер ИК-диапазона, РЛС с боковым обзором, снижена масса для обеспечения дальности полета 5400 км, использован двигатели АИ-20М большей мощности;
Ил-20
- Ил-22 – связь ЗАС с закрытым кодом, прямая шахта из салона в багажный отсек, новейшая кислородная система, установщик помех Порубщик.
- Ил-20 (Лысуха) – спутниковая связь, датчики оптические, сканер ИК-диапазона, РЛС с боковым обзором, снижена масса для обеспечения дальности полета 5400 км, использован двигатели АИ-20М большей мощности;
- Противолодочная авиация:
- Ил-38 (Мау) – самостоятельно минирует акваторию, уничтожает подлодки с помощью прицельно-поисковой системы Беркут, пригоден для спасательных операций, имеет рентгенометр, станцию противооблучения СПО-2, передатчик СВ Пеленг, несколько радиостанций;
Ил-38
- Бе-12 (Чайка) – ночной прицел коллиматорного типа, панорамный индикатор, система Баку, ПВУ Сирень-2М и РЛС Инициатива-2Б, летающая лодка для уничтожения подлодок.
Бе-12 Чайка
- Ил-38 (Мау) – самостоятельно минирует акваторию, уничтожает подлодки с помощью прицельно-поисковой системы Беркут, пригоден для спасательных операций, имеет рентгенометр, станцию противооблучения СПО-2, передатчик СВ Пеленг, несколько радиостанций;
- Транспортная и дальняя авиация:
- Ан-12 (Новичок) – взлетная масса 61 т, надежный в любых климатических и погодных условиях;
Ан-12 Новичок
- Ан-26 (Вихрь) – расширенный грузовой люк, дублирование 2 турбовинтовых моторов реактивным двигателем;
Ан-26 Вихрь
- Ан-140 – улучшенная модификация с дальностью полета 3700 км, пригоден для взлетных полос с низким качеством покрытия.
Ан-140
- Ан-12 (Новичок) – взлетная масса 61 т, надежный в любых климатических и погодных условиях;
- Истребительная авиация:
- МиГ-29К – ракеты РВВ-АЕ, бомбы с коррекцией наведения КАБ-500, РЛС Жук-МЭ, ИК-пеленгатор, система авионики;
Истребитель МиГ-29К
- МиГ-31БМ (Лисья гончая) – захват 24 целей одновременно с поражение 8 из них, лазерное и телевизионное наведение;
Истребитель МиГ-31БМ
- Су-27 (Фланговый удар) – 10 узлов подвески, боевая нагрузка 6 т;
Истребитель Су-27
- Су-27П – одноместный перехватчик для ПВО;
- Су-30СМ – серийный истребитель, подавление аэродромов противника, уничтожение наземных, водных и воздушных целей;
Истребитель Су-30СМ
- Су-33 – четвертое поколение истребителей с высокой дальностью и грузоподъемностью, оснащен компьютерным вычислителем баллистического типа, коллиматорным прицелом.
- МиГ-29К – ракеты РВВ-АЕ, бомбы с коррекцией наведения КАБ-500, РЛС Жук-МЭ, ИК-пеленгатор, система авионики;
- Вертолеты:
- Ка-25 (Гормон) – противолодочный, базирование на борту корабля, способен нести две торпеды АТ-1, каждая весом 0,55 т;
Вертолет Ка-25 Гормон
- Ми-24 (Крокодил) – ударного типа, вооружение комплексы Фаланга-М и Штурм;
Ми-24 Крокодил
- Ка-52К (Катран) – вариант для корабельного базирования, складные консоли и винты, антикоррозионная обработка шасси и стоек, вооружение ПТРК Гермес-А с поражающей способностью бронетехники в пределах 100 км;
Ка-52К Катран
- Ка-27 (Спираль) – многоцелевой для решения тактических задач;
Вертолет Ка-27 Спираль
- Ка-31 – антенна-трансформер РЛС вращающегося типа под фюзеляжем.
Вертолет Ка-31
- Ка-25 (Гормон) – противолодочный, базирование на борту корабля, способен нести две торпеды АТ-1, каждая весом 0,55 т;
Морская авиация наземного и корабельного базирования привлекалась к военным операциям в Сирии в период 2016 – 2017 г.г. При этом ТАВКР Адмирал Кузнецов потерял два самолета, экипажи остались живы.
История
30 ноября 1916 г. начальником Морского штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмиралом А. В. Русиным утверждено «Положения о дивизионе корабельной авиации».
1. Тринадцать лишних дней
Настоящая дата воздушного боя, ставшего поводом для назначения профессионального праздника морских летчиков России, — 21 июня 1916 года по старому стилю, или 4 июля по новому стилю. 21 июня четыре русских гидроплана М-9 вступили в воздушный бой с тремя германскими гидросамолетами «Фридрихсхафен» FF.33 и летающей лодкой «Бранденбург» FB. Первым на перехват вражеских самолетов вылетел подпоручик Александр Извеков — и погиб, когда его гидроплан загорелся после попадания в бензобак и рухнул в море. Три других русских летчика — мичманы Геннадий Карцов и Борис Щепотьев и лейтенант Сергей Петров — навязали немцам встречный воздушный бой и в итоге подбили два германских гидроплана, а один сбили. Он упал в воду поблизости от русских кораблей, которые подобрали его членов экипажа: летчика лейтенанта цур зее фон Зибурга и наблюдателя обермата Майера; сняли с него пулемет и приборы, а потом затопили. Именно дата 21 июня 1916 года фигурирует в архивных материалах и исследованиях, посвященных истории отечественной морской авиации. А ошибка в приказе главкома, судя по всему, появилась потому, что готовившие документы офицеры приняли уже рассчитанную по новому стилю дату боя — 4 июля 1916 года — за дату по старому стилю и по привычке прибавили к ней тринадцать дней.
Капитан-майор ВМС Эстонии Борис Щепотьев, начало 1930-х годов. К этому времени он один остался в живых из участников воздушного боя над Балтикой 21 июня 1916 года
Источник: https://www.ourbaku.com
Боевой состав
До 2008 года структура военно-морской авиации выглядела следующим образом:
- ТОФ – транспортная эскадрилья №71, база Кневичи, состав Ту-134, Ан-26, Ан-24 и Ан-12; истребительный полк №865, база Елизово, состав МиГ-31; смешанный полк №568, база Каменный ручей, состав Ту-142М3, Ту-142МР и Ту-22М3; смешанный полк №317, база Елизово, состав Ан-26, Ми-8 и -38; противолодочный полк №289, база Николаевка, состав Ка-29, Ка-27, Ил-18 и Ил-38;
- ЧФ – штурмовой полк №43, база Гвардейское, состав Су-24МР и Су-24; смешанный полк №917, база Кача, состав Бе-12, Ан-26 и Ан-2; противолодочный вертолетный полк №25, база Кача, состав Ми-8, Ми-14 и Ка-27;
- СФ – противолодочная эскадрилья №73, база Кипелово, состав Ту-142; ракетоносный гвардейский полк №924, база Оленегорск, состав Ту-22М3; противолодочный вертолетный Краснознаменный полк №830, база Североморск-1, состав Ка-29 и Ка-27; смешанный полк №403, баз Североморск-1, состав Ту-134, Ил-38, Ан-26 и Ан-12; истребительный полк №279, база Североморск-3, состав МиГ-29КУБ, МиГ-29К, Су-25УТГ и Су-33;
- БФ – транспортная эскадрилья №398 база Храброво, состав Ан-26 и Ан-24; противолодочная вертолетная эскадрилья №396, база Донское, состав Ка-29 и Ка-27; вертолетная эскадрилья №125, база Чкаловск, состав Ми-24 и Ми-8; истребительный полк №689, база Чкаловск, состав Су-27; штурмовой гвардейский полк №4, база Черняховск, состав Су-24.
865-й Никольский краснознаменный истребительный полк
Палубная авиация РФ
Поскольку Единственный в России ТАВКР приписан к СФ, палубная авиация ВМФ России имеется только в Северном флоте. Под категорию авианосец это судно не попадает, в сравнении с ударными группировками США сложилась следующая ситуация:
- один российский несущий крейсер против 10 полноценных американских авианосцев;
- из проектных 50 боевых единиц на борту Адмирала Кузнецова находится 4 МиГ-29КУБ, 10 МиГ-29К, 2 Су-25УТГ и 14 Су-33, то есть 30 штук;
- из-за нехватки кораблей окружения ТАВКР не сможет использовать свое главное преимущество – П-700 Гранит и П-1000 Вулкан.
Неполная загрузка ТАВКР
П-700 Гранит
Однако на 2017 – 2020 годы запланировано дооснастить подразделения морской авиации 100 единицами новых летательных аппаратов.
Пункты базирования (на 2010 год)
Базовый противолодочный самолёт
Ил-38
Северный флот
- Авиабаза Кипелово
- Авиабаза Оленегорск
- Аэродром Североморск-1
- Аэродром Североморск-3
Черноморский флот
- 7058 Авиабаза Гвардейское[источник не указан 875 дней]
- 7057 Авиабаза Кача[источник не указан 875 дней]
Тихоокеанский флот
- Авиабаза Елизово
- Авиабаза Каменный Ручей
- Аэродром Кневичи
- Авиабаза Николаевка
Балтийский флот
- Аэродром Донское — авиабаза закрыта за ненадобностью
- Аэродром Черняховск
- Аэродром Чкаловск
- Аэродром Храброво
3. Первый полет морской авиации
Датой этого знаменательного события надо считать 16 сентября 1910 года, а местом — аэродром, незадолго до того разместившийся под Севастополем на Куликовом поле, где еще совсем недавно проводились военные смотры. Именно отсюда утром поднялся в воздух самолет французской постройки «Антуанетт-4», которым управлял лейтенант Станислав Дорожинский — начальник воздухоплавательной команды Черноморского флота. Самолет он незадолго до этого приобрел во Франции на деньги Морского ведомства для нужд военно-морского флота России. Так в одном месте и в одно время сошлись три элемента, необходимых, чтобы говорить о появлении морской авиации: морской офицер, ставший летчиком, аэроплан, являвшийся собственностью Морского министерства, и оно само как структура, организовавшая покупку и полет. Всего два года понадобилось морскому ведомству, чтобы оценить все преимущества, которые дает ему обладание собственной авиацией. Решение о формировании первых авиационных частей флота было принято 2 июня 1912 года и оформлено распоряжением вице-адмирала Александра Ливена, занимавшего пост начальника Морского генерального штаба. Первая из этих частей, Опытная авиационная станция, начала свою работу через два месяца, 6 августа. В этот день на Васильевском острове в Гребном порту был спущен на воду гидроплан, на несколько лет ставший единственной матчастью станции.
Лейтенант Станислав Дорожинский — моряк, совершивший первый полет в истории морской авиации русского военного флота
Источник: http://авиару.рф
История российской морской авиации
Впрочем, первые опыты по использованию самолетов в морских боях предпринимались и раньше, они были связаны с именами русского капитана Льва Мациевича, который выступил с соответствующим предложением еще в 1909 году. Первый российский поплавковый самолет в 1911 году построил инженер Яков Гаккель.
А в 1913-1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые части, тогда же знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский начал испытания русского гидросамолета.
К началу Первой мировой войны у России было уже 65 морских военных самолетов, и к 2016 году российская морская авиация фактически стала самостоятельным родом сил, успешно действовавшим не только в разведке, но и при нанесении бомбовых ударов по морским и наземным целям противника.
Оборудование
Российская военно-морская авиация имеет большой и разнообразный парк самолетов и вертолетов, наиболее многочисленным из которых является противолодочный вертолет Камов Ка-27, который эксплуатируется с различных надводных кораблей.
Техника и вооружение
поисково-спасательный вертолёт Ка-27ПС
Национальный военно-промышленных комплекс России полностью удовлетворяет все потребности Авиации военно-морского флота. Закупки авиатехники за рубежом не производятся.
Однако, с распадом Советского Союза, возникли существенные трудности с производством новых самолетов и вертолетов для ВМФ РФ, поэтому авиационный парк с 1991 года фактически почти не обновлялся, если не считать мелкосерийного производства вертолетов Ка-29, Ка-31, Ка-32, самолетов Су-33, Су-24, Ту-22М3 и Ту-142. Свыше 90 % авиационной техники ВМФ РФ сегодня относится ко второму и третьему поколениям и произведено еще на советских предприятиях.
Данные о технике и вооружении Авиации ВМФ России взяты со страниц журнала Aviation Week & Space Technology.Ошибка в сносках?: Отсутствует закрывающий тег </ref> | |- |Су-24 | СССР |фронтовой бомбардировщик |51 | |- |Су-25УБ Су-25УТГ | СССР СССР |учебно-боевой учебно-тренировочный |14 1[источник не указан 875 дней] | |- |Су-27 | СССР |многоцелевой истребитель |53 | |- |Су-33 | Россия |многоцелевой истребитель |18[9] | |- |МиГ-31 | СССР |истребитель-перехватчик |30[10] | |- |Ту-22М Ту-22У | СССР СССР |бомбардировщик учебный бомбардировщик |62 5 | |- |Ту-142 | СССР |противолодочный самолёт |24 | |- ! colspan=»6″ |Вертолёты |- |Ка-25 | СССР |противолодочный вертолёт |42 | |- |Ка-27 | СССР |противолодочный вертолёт |85 | |- |Ка-29 | СССР |транспортно-боевой вертолёт |30 | |- |Ми-8 | СССР |многоцелевой вертолёт |16 | |- |Ми-14БТ Ми-14ПЛ | СССР СССР |буксировщик минных тралов противолодочный вертолёт |3 21 | |- |Ми-24 | СССР |транспортно-боевой вертолёт |30 | |}
Морская авиация ВМФ РФ
После многочисленных преобразований, смены названий и изменения решаемых задач морская боевая авиация ВМФ РФ свосстановила боеспособность и получила развитие. В настоящее время командующий морской авиацией ВМФ России И. С. Кожин, вступивший в ту должность в 2010 году, в августе. Боевые машины имеют собственные опознавательные знаки, а личный состав – стандартную для ВС РФ форму одежды и смешанные звания.
Форма одежды
Поскольку авиация российского ВМФ не относится к специальным подразделениям, для личного состава принята форма одежды нескольких типов:
- повседневная – камуфляж последней реформы (куртка и брюки);
- летно-техническая – тропическая или синяя, комбинезон, костюм, куртка;
- парадная – черный погон с голубым кантом и просветом такого же цвета.
Форма одежды морской авиации
На головных уборах используются кокарды ВМФ с якорями, для пилоток предусмотрена эмблема дополнительная, крепящаяся слева.
Опознавательные знаки
В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.
Опознавательный знак морской авиации
Воинские звания
Поскольку авиация ВМФ России одновременно относится к двум родам войск, военнослужащие имеют звания:
- генерал-полковник, генерал-лейтенант и генерал-майор;
- полковник и подполковник;
- майор;
- капитан, старший лейтенант и лейтенант;
- старший прапорщик и прапорщик;
- старшина;
- старший сержант, сержант и младший сержант;
- старший матрос и матрос.
Действующий командир И. С. Кожин
Таким образом, в настоящее время морская авиация является родом ВМС РФ, недоукомплектована техникой и личным составом, потому решает ограниченный круг задач, уступает аналогичным подразделениям вероятного противника.
Опознавательные знаки морской авиации Вооружённых сил РФ
Ниже представлены бортовые опознавательные знаки летательных аппаратов морской авиации:
-
Опознавательный знак
-
Знак на фюзеляж
внешняя ссылка
- Бутовский, Петр. Отчет о силах: ВВС России , Ежемесячный журнал ВВС , август 2007 г.
- Состояние ВВС России warfare.ru, Российская военная аналитика.
Кто отмечает?
Современная авиация, относящаяся к ВМФ РФ, условно делится на:
- палубную;
- берегового базирования.
Также условно ее разделить можно и по функциональности на:
- истребительную;
- ракетоносную;
- РЭБ (радиоэлектронной борьбы);
- транспортную;
- спасательную;
- вспомогательную и разведывательную и др.
Основа авиации — самолеты и вертолеты, которые могут выполнять различные задачи, связанные с охранной и обороной морских границ РФ. Выполнение боевых задач происходит при взаимодействии с другими войсками ВС. Транспортная и санитарная авиация оказывает помощь и в случае природных катаклизмов, помогая гражданским службам.
Собственная авиация есть во всех флотах РФ – Северном, Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
См. также
- Военно-воздушные силы России
Ссылки
- 17 июля — День авиации военно-морского флота России
- История авиации ВМФ
- История морской авиации России
- Фотографии авиатехники Авиации ВМФ России