Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Содержание
  1. Другие названия[править | править код]
  2. Установление праздника[править | править код]
  3. Традиции и обряды
  4. Видео «Праздник Петра и Павла»
  5. Традиции[править | править код]
  6. День Петра и Павла и Петровский пост
  7. Что нельзя делать в Петров день
  8. День Петра и Павла на Руси
  9. Поговорки и приметы[править | править код]
  10. См. также[править | править код]
  11. Примечания[править | править код]
  12. Магия и заговоры в день Петра и Павла
  13. Литература[править | править код]
  14. Крепость Петра и Павла (Петропавловская крепость)

Какого числа празднуют День святых Петра и Павла в 2020 году? История, традиции, обряды, приметы праздника. Что можно и нельзя делать в этот день?

Другие названия[править | править код]

рус. Пётр-Павел[9], Петрок, Петры и Павлы, Петров день — разговенье, Петровки[10], Праздник солнца[11], Ярилин день[12], Петры-рыболовы[13], Рыболов, Облупа[14] (тульск.), Навозница[15], Петраки[16]; белор. Пятро, Пэтроў дзень, Пятро-Павел, Пятрок, Паўлюк, Павел, Пятры[17]; полес. Петра, Петро, Петров день, Петро и Павел, Петрок, Петро-павло, Петрочек[18]; укр. Петрів день[19][20], Пе́тра[21], Петро-Павло[22], Петропавлов день, Петра і Павла[23], Петра, Свято Петра й Павла[24]; серб. Петровдан[25]; болг. Петровден, польск. Piotra i Pawła[26], чеш. Sv. Petr a Pavel[27].

Установление праздника[править | править код]

Согласно святителю Димитрию Ростовскому, день смерти апостола Павла либо совпадает с днём смерти апостола Петра, либо его смерть произошла ровно через год после распятия апостола Петра. О том, что казнь апостола Петра предшествовала казни апостола Павла, сообщает Блаженный Августин[28].

Этот праздник также связывают с перенесением мощей апостолов Петра и Павла, которое состоялось в Риме 29 июня 258 года, и с тем, что со временем содержание этого события было утрачено и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла[29].

Традиции и обряды

Этот день традиционно посвящается наблюдению за погодой, ведь предстоит прожить еще половину зимы. На Петра-полукорма осматриваются запасы для животных и посева.

В этот праздник стараются не ткать, не прясть, не использовать в работе острые предметы, которые напоминают зубы волка. Для того чтобы волк не зарезал животных, на очаг вешают цепь, а к ней камни (по количеству животных) или ключ. Считается, что этот оберег защищает скот.

Видео «Праздник Петра и Павла»

В этом видеосюжете описаны традиции и обычаи празднования православного торжества.

Традиции[править | править код]

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

«Свято Петра і Павла». Марка Украины, 2005

Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки[33]. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии[33].

В праздновании нашли отражение не столько христианские легенды об апостолах Петре и Павле, сколько древние мифы, связанные с поклонением солнцу[уточнить][34].

Вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы Петров день составляет единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил[35].

Лето местами отсчитывалось с Петрова дня: «Пётр лето зачинает, Илья лето кончает» (заонеж.)[36]. Петров день — «верхушка» лета, наступают жаркие дни[37]. О ненужных предметах и предложениях сохранилась ироничное выражение: «Нужен, как на Петров день варежка!»[38].

Петров день — проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета»[39]. Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровки», водить хороводы и качаться на качелях[9]. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу. В Заонежье последний раз на «летних» святках проказили по деревне и гадали[36].

«На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния)[39]. В южнорусских губерниях к этому дню былприурочен обычай караулить солнце, когда молодежь обоего пола веселилась, рядилась, обвешиваясь колокольчиками и бубенцами, гуляла всю ночь в канун праздника, наблюдала, как при восходе солнце «играет» (ср. «игру солнца» на Иван Купала), переливаясь разными цветами, устраивала в складчину трапезу, бесчинствовала[4]. Девушки приносили в поле смоляные или масленые лампы, солому для сиденья или лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь[2][40]. „Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди»“[41].

Кое-где в Белоруссии на Петра справляли свадьбы. У белорусов сохранилась поговорка: «До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри» (белор. Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры — хоць твар ёй падатры); до Петрова дня девушка старалась понравиться парню и выйти замуж, а если же усилия были напрасны, она должна была ждать следующей поры свадеб[42].

В некоторых местностях[где?] люди сходились на три родника умываться «петровой водицей»[43], что сопровождалось угощением сладким вином, песнями, плясками и играми[44]. В Кашине и некоторых других городах было заведено устраивать некое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья[45].

В Воронежской губернии начиналась уборка озимых хлебов, подкашивали с края, хлеб пекли из нового урожая[46].

На Всесвятской неделе, перед Петровым днём или в первое воскресенье после него были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы[47]. Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губерниях совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы[48].

Сербы три дня перед Петровым днём называли Крешеви или Кресиво и старались не посещать виноградников, не ходить в поле на выборку (уборку) конопли и не стирать, чтобы Бог не наслал града или болезней. В эти дни возжигали «живой огонь», и через дым костра прогоняли домашних животных для защиты от болезней[25].

В южнорусских губерниях было поверье, что в этот день уходят (исчезают) русалки, пребывающие на земле с Троицы[32].

Считалось, что кукушка кукует до Петрова дня, а в этот день «ячменным колосом давится» — умолкает, когда заколосится ячмень[49] или «давится сыром», «мандрыкой» (ватрушкой)[50], которые готовили к празднику. Белорусы, когда варили на праздничный стол вареники — приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)»[51]. В Белоруссии также записан апокрифический рассказ о том, что кукушка кукует до Петрова дня, так как когда апостол Пётр украл лошадь, а Христос позвал в свидетели ворону и кукушку и спросил, купил ли Пётр лошадь или украл, кукушка ответила «ку-пил, ку-пил», а ворона «крал! крал!»; поэтому Христос разрешил вороне каркать круглый год (за то, что сказала правду), а кукушке куковать только до Петрова дня (за ложь)[52].

На Русском Севере известно предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник, устраивавшийся селянами за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из леса олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали, свежевали и варили в котлах, а затем съедалось всем миром. Но это продолжалось только до той поры, пока жил народ праведно и честно, соблюдая традиции предков. А когда «пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами», — перестал апостол Петр высылать «праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям». После этого стали колоть быка из своего стада. Шли проходили годы — и совсем перестали селяне «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во дворе отмечать «наособицу»[8].

Петров день был важной вехой в сельскохозяйственных работах восточных славян — наряду с сенокосом крестьянин уже готовился к севу озимых: «С Петрова дня — красное лето, зелёный покос»[39]; «До Петрова взорать (вспахать пар), до Ильина заборонить, до Спаса засеять»[53].

Македонцы в этот день устраивали общее оро, затем молодёжь на окраине села танцевала и устраивала состязания в борьбе[54].

День Петра и Павла и Петровский пост

Петровский пост завершается 11 июля. Если День Петра и Павла приходится на среду или пятницу (как в 2019 году), то в праздничный день пост еще действует, то есть нельзя употреблять в пищу мясные и молочные продукты, а также яйца. Разрешается горячая постная пища с растительным маслом, рыба и морепродукты, а также вино.

Что нельзя делать в Петров день

Петров день – это престольный праздник апостолов Иисуса Христа, которые несли Слово Божие в народ. В конце жизни они приняли мученическую смерть с разницей в один год. Чтобы правильно отметить этот христианский праздник, необходимо знать, что можно и нельзя делать в Петров день:

  • Следует отказаться от выполнения любой хозяйственной работы по дому;
  • Не рекомендуется посещать кладбища;
  • Нельзя заниматься грязной работой и делами, связанными с возделыванием земли.

День Петра и Павла на Руси

Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору, в котором до наших дней сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра.

Первый монастырь в честь первоверховных апостолов построили в Новгороде в 1185 году. Имена апостолов носили многие святые Древней Руси, а изображения Петра и Павла всегда можно увидеть в иконостасе православных храмов.

Поговорки и приметы[править | править код]

  • На Петров день солнышко играет (Тульская губерния)[39].
  • С Петрова дня — красное лето, зелёный покос[39].
  • В Петровку нужно было липу драть на лыко, потому что позже уже кора пересыхает (белор. У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае)[55] (белорус.).
  • Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет[56].
  • Петро-Павел жару прибавил[39].
  • Пётр-Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок[12].

См. также[править | править код]

  • Петров день (Пятро) у белорусов
  • Петровское заговенье
  • Петров пост
  • Галичницкая свадьба

Примечания[править | править код]

  1. Платонов, 2007, с. 565.
  2. 1 2 Некрылова, 1991, с. 364.
  3. Агапкина, 2009, с. 24.
  4. 1 2 3 Агапкина, 2009, с. 27.
  5. Снегирёв, 1839, с. 65.
  6. 1 2 Сахаров, 1885, с. 96.
  7. Мадлевская и др., 2007, с. 747.
  8. 1 2 3 Коринфский, 1901, с. 318.
  9. 1 2 Коринфский, 1901, с. 319.
  10. Некрылова, 1991, с. 362.
  11. Любецкий, 1872, с. 345.
  12. 1 2 Усов, 1997, с. 135.
  13. Коринфский, 1901, с. 316.
  14. Снегирёв, 1839, с. 66.
  15. Ермолов, 1901, с. 355.
  16. Снегирёв, 1839, с. 62.
  17. Лозка, 2002, с. 144.
  18. Толстая, 2005, с. 294.
  19. Петрів день — Українська народна пісня (proridne.com)
  20. Сапіга, 1993, с. 112.
  21. Воропай, 1958, с. 135, т. 2.
  22. Народні прикмети. Липень (страдень) Архивная копия от 31 октября 2014 на Wayback Machine (kasner.kiev.ua)
  23. Скуратівський, 1995, с. 172.
  24. Воропай, 1958, с. 136, т. 2.
  25. 1 2 Петровић, 1970, с. 187.
  26. Etnografia Lubelszczyzny
  27. Sv. Petr a Pavel // ceske-tradice.cz
  28. Слово блаженного Августина, епископа Иппонийского //Православие.ру
  29. День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла… на сайте «Православие и мир»
  30. Белова, 2009, с. 22.
  31. Зимина.
  32. 1 2 Агапкина, 2009, с. 25.
  33. 1 2 Котович, Крук, 2010, с. 202.
  34. Шангина, Некрылова, 2015, с. 133.
  35. Петров день // РЭМ
  36. 1 2 Логинов, 2003.
  37. Колесникова, 2005, с. 298.
  38. Лебедева, 2003, с. 167.
  39. 1 2 3 4 5 6 Некрылова, 1991, с. 262.
  40. Максимов, 1903, с. 478.
  41. Максимов, 1903, с. 479.
  42. Васілевіч, 1992, с. 579.
  43. Ермолов, 1901, с. 356.
  44. Платонов, 2001, с. 337.
  45. Платонов, 2007, с. 567.
  46. Пухова, Христова, 2005, с. 121.
  47. Афанасьев, 1869, с. 724.
  48. Сахаров, 1885, с. 207–208.
  49. Пашина, 2006, с. 93.
  50. Ермолов, 1901, с. 359.
  51. Гура, 1997, с. 693.
  52. Варфламеев, 2006, с. 482.
  53. Анисимова и др., 1994, с. 297.
  54. Народы зарубежной Европы, т. 1 (Народы мира. Этнограф. очерки) — 1964 — С. 477
  55. Васілевіч, 1992, с. 578.
  56. Коринфский, 1901, с. 320.

Магия и заговоры в день Петра и Павла

Заговор на любовь парня

Девушка должна слегка прикуситъ язык со словами:

«Сама себя кусаю, раба (имя) к себе приделываю. Чтоб раб (имя) скучал, от тоски отдыха не знал ни днем светлым, ни ночью темной, все чтоб обо мне мыслил. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Заговор на тоску

Во время танца с любимым нужно смотреть ему в глаза и про себя три раза повторить:

«Адам и Ева согрешили, детей народили, потому что друг друга любили. Так и ты меня будешь любить. Аминь».

Можно также выглянуть в форточку и прошептать девять раз:

«Раб (имя), иди ко крыльцу, к моему дворцу, к моим сеням, к моему порогу, по моим следкам. Я тебя никому не отдам. Слово, замок, язык. Аминь».

Заговор на богатство

Для того, чтобы в доме всегда был достаток, скажите в Петров день такие слова:

«Люди одной ложкой объедаются, а тремя обжираются. Пусть в моем доме будет столько добра, чтоб нельзя было счесть. Столько еды, чтобы нельзя было тремя ложками съесть. Аминь».

Литература[править | править код]

  • Петров день / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 24—27. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Анисимова О. М., Кусков В. В., Одесский М. П., Пятнов П. В. Русский месяцеслов — народный земледельческий календарь // Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В. В. Кускова. — М.: Высшая школа, 1994. — С. 266—325. — ISBN 5-06-002874-7.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Тип. Грачёва и комп., 1869. — Т. 3. — 851 с.
  • Пётр и Павел / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 22—24. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. — М.: Индрик, 1997. — 912 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-056-6.
  • Тараканы / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 239–241. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Петров день // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Зимина Т. Петров день (неопр.). Российский этнографический музей.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. — М.: Олма-пресс, 2005. — 606 с. — ISBN 5-224-05162-2.
  • Коринфский А. А. О Петрове дне // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 316—322.
  • Коршунков E. A. Петров день в Вятском крае: поклонение водным источникам // Традиционная культура, № 2(4)/2001
  • Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка. Краткий тематический словарь. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2003. — 300 с.
  • Логинов К. К. Русский народный календарь Заонежья // Кижский вестник № 9 / Ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. — Кижи: Музей-заповедник «Кижи», 2003.
  • Любецкий С. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовой жизнью русских. С описанием русского народного быта в прошедшем и начале нынешнего столетий, нравов, обычаев, преданий, гульбищ, увеселений и проч.. — М.: тип. Н. Ф. Савича, 1872. — 348 с.
  • Мадлевская Е., Эриашвили Н., Павловский В. Петров день // [www.litmir.me/bd/?b=121169 Русская мифология. Энциклопедия]. — М.: Эксмо, Мидгард, 2007. — С. 747—748. — 527 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-699-13535-9.
  • Максимов С. В. Петров день // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 477—479.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Пашина О. А. Kалендарно-песенный цикл у восточных славян. — СПб.: Композитор, 2006. — 280 с. — ISBN 5-7379-0326-5.
  • Платонов О. А. Петров день // Русский образ жизни. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 565—568. — ISBN 978-5-902725-05-3. Архивировано 4 марта 2016 года.
  • Платонов О. А. Терновый венец России. Святая Русь : открытие русской цивилизации. — М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. — 815 с. — ISBN 5-901364-03-1.
  • Петров день // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 121—122. — 249 с.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
  • Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 4). — М.: Университетская типография, 1839. — 200 с.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Шангина И., Некрылова А. Русские праздники. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с. — (Русская энциклопедия). — ISBN 978-5-389-11816-4.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А. С. Ліс. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Воропай О. Звичаї нашого народу (укр.). — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с.  (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Петровић П. Ж. Крешеви или Кресиво // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 187. — 317 с. — (Библиотека Синтезе).  (сербохорв.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)
  • Скуратівський В. Т. Дідух. — К.: Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0.  (укр.)
  • Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. У 6 т / Пад аг. рэд. Т. Б. Варфламеева. — Мн.: Вышэйшая школа, 2006. — Т. 3. Гродзенскае Панямонне. — 608 с. — ISBN 985-06-1240-4.  (белор.)

Крепость Петра и Павла (Петропавловская крепость)

С закладки Петропавловской крепости началась история Петербурга. В 1703 году в устье Невы, на Заячьем острове, Петр I «тое крепость на свое государское именование прозванием Петербург обновити указал».

Первоначально крепость строили из земли и дерева, а в 1706—1740 годах ее перестроили в каменную. Архитектором выступил итальянец Доменико Трезини. Бастионы и куртины, сложенные из кирпича и камня, были до 12 метров в высоту и 20 метров в ширину. Крепость окружали рвы, заполненные водой.

С 1924 года Петропавловская крепость стала историко-революционным музеем. Сейчас это филиал музея истории Санкт-Петербурга.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит