Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Содержание
  1. Жизнь святого Константина
  2. Жизнеописание[править | править код]
  3. Ссылки
  4. Происхождение
  5. Раскопки Елены в Иерусалиме[править | править код]
  6. Иконы
  7. Заслуги святой Елены
  8. В чём помогают молитвы
  9. Память о святой Елене[править | править код]
  10. Знаменитые храмы
  11. В культуре[править | править код]
  12. Заслуги Константина
  13. День памяти
  14. Примечания[править | править код]
  15. Молитва 

Константин и Елена – равноапостольные святые, храм великого св. царя и его матери в Болгарии, день памяти и в чём помогает их икона, молитва и акафист к ним, а также история ранней церкви.

Жизнь святого Константина

Император Константин икона

Этот святой родился у цезаря Констанция Хлора, которыйправил Британией и Галией. Матерью его была святая Елена, она была дочерьюпростого трактирщика. Констанций влюбился в нее, когда она в молодости подавалаему вино. Она была христианской веры и благодаря ей, Константин был воспитан ввере и благочестии. Ее муж не был гонителем христиан, хотя его современникДиоклетиан жестоко преследовал верующих во Христа.

Когда Константин вырос, он стал участвовать во многих сражениях. Однажды он увидел на небосводе огромный крест с надписью: «Сим победишь!». Пробудившись, Константин велел сделать на всех знаменах и щитах изображение креста. После этого войско его часто побеждало.

Констанций развелся со своей женой и женился на дочериМаксимиана для того, чтобы приблизиться ко двору. Когда Константин сталправителем Западной части, то издал указ о веротерпимости, запрещающий гоненияна христиан. А когда стал полноправным царем, то перенес столицу империи изРима в Византию. Этот город потом был переименован в Константинополь.

Жизнеописание[править | править код]

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Точный год рождения Елены неизвестен[2]. Родилась она в городке Дрепан в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий[3]. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополем»[4]. Сегодня это поселение отождествляется[5] с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки[источник не указан 1245 дней], Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире[6]. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором при Максимиане Геркулии, ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей[7].

27 февраля 272 года[8] в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына — Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно[источник не указан 1245 дней].

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно[источник не указан 1245 дней], она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено[источник не указан 1245 дней], что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра[9].

Когда Елена обратилась в христианство, ей было уже за шестьдесят. По свидетельству её современника Евсевия Кесарийского, это произошло под влиянием её сына Константина[10]. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318—319 гг. в Фессалониках[11]. В этот период Елена, вероятно, проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет[12]. В Риме ей принадлежало обширное поместье Сессорий. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь — Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене)[13].

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету»[14]. Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению[15]. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес[16].

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток»[17]. О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали ей роль Понтия Пилата[18].

Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, в 327, 328 или 330 году[19][20]. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир[21], где у неё был дворец[22], или даже Палестина[23]. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына»[24].

Ссылки

  • http://www.stconstantine.bg/about-resort/about
modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 16 июля 2017 в 10:18.

Происхождение

Копия иконы второй половины XVI века.

Оригинал хранится в Новгородском музее-заповеднике.

Раскопки Елены в Иерусалиме[править | править код]

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

В возрасте около 80 лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне[25]. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми»[26]. Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях

[26]

.

— «Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы[27]. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак[19].

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340—397), Руфином (345—410)[28], Сократом Схоластиком (ок. 380—440)[29], Феодоритом Кирским (386—457)[30], Сульпицием Севером (ок. 363—410)[31], Созоменом (ок. 400—450)[32] и другими[33].

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина» Евсевием Кесарийским после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения[34].

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Воздвижение Животворящего Креста (неизвестный мастер, 1440-е годы)

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий[35][36]:

  • на Голгофе — храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме — базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

  • в Гефсимании — церковь Святого Семейства;
  • в Вифании — церковь над гробницей Лазаря;
  • в Хевроне — церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
  • у Тивериадского озера — храм Двенадцати Апостолов;
  • на месте вознесения Илии — храм во имя этого пророка;
  • на горе Фавор — храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
  • у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины — церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов[37].

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй — в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий[19].

Датировка деятельности Елены[править | править код]

Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, — 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года)[35]. Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю)[38].

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году[39].

Иконы

На иконах равноапостольные Константин и Елена изображаются в царских одеждах. Между ними обретенный Еленой Крест, Константин стоит по правую, Елена – по левую сторону Креста. Это символизирует вклад матери и сына в насаждении в Римской империи православия, а также значение их трудов для христиан всего мира. Иногда в руках Елена держит найденные ею гвозди.

Заслуги святой Елены

Равноапостольные Константин и Елена

Константин всегда хотел отыскать Крест, на котором былраспят Христос. Для этого он отправил свою мать, царицу Елену, на Святую Землю.Ее сопровождали священнослужители, в числе которых был сам Патриарх. ПоискиКреста были похожи на сказание. На Голгофе было найдено три креста, но которыйиз них Христов? Для того чтобы это определить, они решили возложить все трикреста по очереди на покойника, которого несли на захоронение в то время.

Процессия остановилась, после прикладывания к покойнику одного из крестов, мертвец воскрес! Тогда Патриарх стал высоко поднимать Животворящий Крест Христов, а все люди кричали: «Господи помилуй!». Так был установлен церковный праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня (празднуется 27 сентября).

За эту заслугу Церковь причислила царицу Елену к чинуравноапостольных святых. Вручив святыню Патриарху, святая взяла часть Крестадля того, чтобы принести ее в дар своему сыну, Константину. Устроив послебогатую трапезу для бедных, Елена вернулась домой, где вскоре предала свою душуБогу.

В чём помогают молитвы

Молятся перед иконой прежде всего об укреплении веры, перед начинанием важного дела, о вразумлении неверующих, о воспитании детей в православии. Также святые помогают отыскать потерянные ценных вещей, наладить жизнь  в семье и в любых житейских нуждах.

Память о святой Елене[править | править код]

Церковное почитание[править | править код]

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной — чести, которой удостоились ещё только пять женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина)[42][43].

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Подземный придел святой Елены в храме Гроба Господня

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти и особо распространилось в Византийской империи в правление императора Константина VI и императрицы Ирины, на Западе имя Елены появляется в некоторых списках Мартиролог Иеронима Стридонского, а после перенесения в IX веке её мощей в Овиллер почитание Елены распространяется у франков[19].

Память святой Елены совершается:

  • в православной церкви — 6 марта (19 марта) (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (3 июня) (память равноапостольных Константина и Елены) в поместных православных церквах, использующих юлианский календарь[44]; 6 марта и 21 мая в поместных православных церквах, использующих новоюлианский календарь;
  • в католической церкви — 18 августа в храмах, использующих западный обряд; 21 мая или 3 июня[45] в храмах, использующих восточный обряд[46].
  • в лютеранской церкви — 21 мая;
  • в коптской церкви — 9 пахона.

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста[47].

Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным — его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов[48]. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого[49].

История мощей[править | править код]

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:

«тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль [то есть за Константина]…»[50]

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Порфировый саркофаг Елены

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен[51]. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения[52]. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана[19].

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Мощи святой Елены в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство Сен-Пьер-д’Овиллер в Шампани в окрестностях Реймса (Франция)[53]. В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в крипте церкви Сен-Лё-Сен-Жиль[54][55].

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130—1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме[53]. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153—1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику[56].

В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир[9]. В соборе хранится также Риза Господня и один из гвоздей от Креста Господня, который, по преданию, Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме.

Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь, где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница[23].

Храмы[править | править код]

См. Церковь Константина и Елены

Географические объекты[править | править код]

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Имя Елены увековечено в названии ряда географических объектов:

  • остров Святой Елены (Атлантический океан, владение Великобритании)
  • остров Святой Елены (Южная Каролина, США)
  • остров Святой Елены (Монреаль, Канада)
  • гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
  • вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
  • озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)

Её имя стало также названием ряда городов (см. Святая Елена (значения)).

Знаменитые храмы

По всему миру в честь равноапостольных матери и сына воздвигнуты храмы. В России ими особо славится Санкт-Петербург и Ленинградская обл. – более 10 церквей и один женский Константино-Еленинский монастырь в Выборгском р-не, п. Ленинское.

В Казахстане 2 собора в честь святых: Собор равноапостольных Константина и Елены в Астане и Кафедральный Константино-Еленинский собор в г. Костанай.

Во Владимирской обл. несколько храмов в честь римских святых и Свято-Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь.

Много храмов построено в Курганской, Свердловской, Ростовской, Московской, Ярославской областях, в Ставропольском крае, респ. Удмуртия.

В культуре[править | править код]

Живопись и скульптура

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Определение Истинного Креста
(немецкая деревянная скульптура)

Святые Константин и Елена: храм в Болгарии и икона равноапостольных св. царей, в чём помогает молитва и акафист им, а также великая история церкви-матери

Константин и Елена

(книжная миниатюра,

XI век

)

Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музеях Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены[19]. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938)[57]. Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове[19].

В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими в византийском искусстве являются отдельные изображения Елены[19].

  • Аньоло Гадди, «Обретение Креста Господня», ок. 1380 года;
  • Пьеро делла Франческа, фресковый цикл об истории Животворящего Креста в базилике Сан-Франческо (сцена пытки по приказанию Елены Иуды Квириака и обретение ею Креста Господня), 1458—1466 годы;
  • Чима да Конельяно, «Святая Елена», 1495 год;
  • Веронезе, две картины «Сон святой Елены», 1560-е и 1580 годы;
  • Рубенс, алтарная картина «Святая Елена» (написана для базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, находится в кафедральном соборе Грасса);
  • Джованни Лоренцо Бернини, статуя святой Елены в соборе Святого Петра (Рим), 1630-е годы;
  • Джованни Биливерти, «Обретение Еленой Животворящего Креста», первая половина XVII века;
  • Сазонов В. К., «Святые Константин и Елена», 1870 год;
  • Сальвадор Дали, сюрреалистическая картина «Святая Елена в Порт-Лигате»[58] и «Святая Елена»[59], 1956 год.

Литература

  • Ивлин Во, «Елена», новелла, 1950 год;
  • Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона» (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

Заслуги Константина

Святой царь ревностно боролся с ересями:

  • Ария;
  • донатистов;
  • новациан.

По его повелению был создан Первый Вселенский собор. Онпрошел в Никее в 318 году. Ересь была опровергнута.

После этого царь продолжал трудиться на благо Церкви. Передсмертью он принял Таинство Крещения, готовясь к этому важному событию в течениевсей своей жизни. Скончался он в 337 году в возрасте тридцати одного года напраздник Святой Троицы. Похоронили его в храме святых Апостолов. За своюкороткую жизнь царь так много успел сделать во благо развития христианства.

День празднования святых 3 июня.

Равноапостольные Константин и Елена — обстоятельства жизни

День памяти

Память святых равноапостольных Константина и Елены совершается 3 июня. Кроме этой даты, Елену почитают 19 марта — в честь обретения Животворящего Креста.

Примечания[править | править код]

  1. Елена Равноапостольная
  2. Год рождения оценивается исходя из сообщения Евсевия Кесарийского о том, что она скончалась «почти на восьмидесятом году своей жизни».(«История Константина», 3.46)
  3. Прокопий, «О постройках», 5.2.1: «Есть город в Вифинии, носящий имя Елены, матери императора Константина. Говорят, что Елена была отсюда родом и вначале это был ничтожный поселок. Воздавая ей славу, Константин одарил это местечко и именем матери и достоинством города, но не создал здесь никаких великолепных памятников, достойных императорского имени: по своему внешнему виду он продолжал оставаться все тем же, украшаясь только названием города и гордясь именем питомицы своей, Елены.»
  4. Сократ Схоластик, «Церковная история», 1.17
  5. Фрейзенбрук, Аннелиз. Первые леди Рима.
  6. Все предположения историков базируются на Амвросии Медиоланском, назвавшем Елену «stabularia», то есть служанка. См. его «Слово на смерть Феодосия Великого» (De obit. Theod., 42)
  7. Иероним Стридонский в переводе «Хронологических канонов» Евсевия Памфила на латинский назвал Елену конкубиной (271-я Олимпиада). Однако более ранний анонимный источник IV века Аноним Валезия (Anonymus Valesianus, ч. 1) называл Елену женой Констанция.
  8. Точный год рождения Константина неизвестен, 272 год является наиболее обоснованной датой (Константин // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. — Т. XXXVI. — С. 671-729. — 752 с. — 29 000 экз. — ISBN 978-5-89572-041-7.).
  9. 1 2 Память о равноапостольной царице Елене в немецком городе Трир
  10. Евсевий Кесарийский, «История Константина», кн. 3, гл. 47: «Ибо из не благочестивой василевс сотворил её столь благочестивой…»
  11. См. образцы монет на
  12. Jan Willem Drijvers, Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross, Leiden: Brill, 1992. P. 21
  13. Jan Willem Drijvers, Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross, Leiden: Brill, 1992. P. 34
  14. «Хронография» Феофана, год 5816 (по александрийской эре) (323/324 н. э.)
  15. Евсевий Кесарийский, «История Константина», кн. 3, гл. 47: «Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну…»
  16. Аврелий В., Извлечения о жизни и нравах римских императоров, гл. XLI: «Между тем Константин, достигнув благодаря удивительной удаче в войнах единоличного управления всей Римской империей, приказал, — как полагают, — по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою Фаусту, столкнув её в горячую воду в бане
  17. Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Кн. 3, гл. 42: О том, что эти иеркви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
  18. Иисус в раввинской литературе. Тольдот Иешу. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 7 ноября 2008 года.
  19. 1 2 3 4 5 6 7 8 Н. В. Квливидзе. Елена // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 293-297. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  20. Примерный год смерти устанавливается по следующим фактам. Елена скончалась вскоре после обретения Креста, которое датируется 326 годом. Последние монеты с её именем датируются 330 годом (выпуск в Константинополе), хотя чеканка возобновилась в 337 году после смерти Константина в период борьбы за власть между потомками Констанция Хлора.
  21. Константин находился осенью 328 года в Трире на войне с германцами. Если Елена скончалась в 328 на его руках (согласно Евсевию), то Трир вполне мог быть местом её смерти.
  22. Kann Hans-Jochim. Auf den Spuren von Konstantin und Helena. Trier, 2007. S. 21
  23. 1 2 Никифор Каллист. L.8. cap. 30
  24. Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Кн. 3, гл. 46: О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
  25. Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I гл. 17
  26. 1 2 «Хронография» Феофана, год 5817 (по александрийской эре) (324/325 н. э.)
  27. Scala-Santa Архивная копия от 21 декабря 2007 на Wayback Machine
  28. Руфин Аквилейский. Церковная история. Кн. I, гл. 7
  29. Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 1, гл. 9
  30. Феодорит. Церковная история, I, 18
  31. Сульпиций Север. Хроника, II, 33—34
  32. Гермий Созомен Церковная история. II, 1
  33. Например, Паулин Ноланский. Письма, 31, 4—5; Никифор Каллист, кн. VIII, гл. 29.
  34. Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Книга третья. Глава 44. О великодушии и благотворительности Елены.
  35. 1 2 Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 1, гл. 17
  36. Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Книга третья. Глава 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
  37. Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест. Приложение III // Православный палестинский сборник. Т. 11. СПб. 1886
  38. Тайна Креста // Журнал Московской патриархии, 1958 год, № 9 Архивная копия от 10 июля 2009 на Wayback Machine
  39. М. Н. Скабалланович. Крестовоздвижение. История праздника Крестовоздвижения
  40. Здесь и далее в данном разделе цитаты приводятся по Гальфрид Монмутский. История бриттов
  41. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. 1 (Глава 21. Смерть Констанция и завещание царства сыну его Константину.)
  42. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографический терминов
  43. Равноапостольные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  44. Православный церковный календарь 21 мая (3 июня)
  45. Інформаційний ресурс Української Греко-Католицької Церкви Церковний календар Червень 2014
  46. Униаты используют два разных календаря: на Украине — юлианский, в диаспоре — григорианский.
  47. Спутник паломника по Святым местам Архивная копия от 4 октября 2008 на Wayback Machine
  48. Малкова Н.А. Святая княгиня Ольга как агиологический тип // Религиоведение. 2011. № 1. С. 25-31
  49. «Повесть временных лет», год 6462: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого».
  50. Евсевий Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. третья. Гл. 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал её ещё при жизни.
  51. Jan Willem Drijvers. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. — Leiden: Brill, 1992. — P. 74.
  52. Liber Pontificalis. I, 182
  53. 1 2 Jan Willem Drijvers. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. — Leiden: Brill, 1992. — P. 75.
  54. Рунцо Д. Христианские святыни Франции.
  55. В Париже у мощей св. равноапостольной Елены впервые совершена православная литургия.
  56. Liber Pontificalis. II, 388.
  57. Johansen, Flemming. Roman portraits. NY Carlsberg Glyptotek. Copenhagen, 1995. V. III. P.172
  58. Сальвадор Дали, «Святая Елена в Порт-Лигате» Архивная копия от 26 января 2009 на Wayback Machine
  59. Сальвадор Дали, «Святая Елена» Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine

Молитва 

 О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

 Молитва вторая

 О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

 Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

 Кондак, глас 3

 Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит