Сохранить в PDFПечатная версияЧто такое Суккот? Суккот – большой еврейский осенний праздник, который продолжается 7 дней, можно сказать, это кульминация всех осенних праздников. На протяжении 7 дней Суккота Тора заповедует нам жить в специальных шалашах. Такие шалаши на иврите называются суккот (мн. число от сукка – шалаш), поэтому праздник так и назван — Суккот, то […] Читать дальше
История
Дословно «сукка» в переводе с иврита — это шалаш, «суккот» — шалаши. В русском языке этот праздник еще называют «Праздник кущей».
Он основан на истории об Исходе евреев из Египта. Во время странствий по Синайской пустыне Бог окружил верующих «облаками славы», тем самым скрыв людей от палящего солнца. Собственно, эти «облака» и подразумеваются под словом «сукка».
Суккот в Священных Писаниях[править | править код]
Потом Иегова говорил Моисею и сказал: Говори детям Израиля и скажи: В пятнадцатый день этого, седьмого, месяца — праздник Кущей в течение семи дней Иегове. В первый день — святое собрание; никакой трудовой работы не делайте. Семь дней преподносите огненное приношение Иегове. В восьмой день пусть будет у вас святое собрание и преподносите огненное приношение Иегове. Это — торжественный сбор; никакой трудовой работы не делайте. Вот назначенные праздники Иеговы, которые вы должны провозглашать как святые собрания, чтобы преподносить огненное приношение Иегове, всесожжения и хлебные приношения, жертвы и возлияния, каждое в свой день, Помимо суббот Иеговы, и помимо ваших даров, и помимо всех ваших обетов, и помимо всех ваших добровольных приношений, которые вы даёте Иегове. А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы соберёте произведения земли, празднуйте праздник Иеговы семь дней; в первый день — полный покой, и в восьмой день — полный покой. И в первый день возьмите себе произведения величественных деревьев, ветви пальм и ветви деревьев с густой листвой и речных ив; и радуйтесь перед Иеговой, вашим Богом, семь дней. И празднуйте его как праздник Иегове семь дней в году. Пусть это будет вечное постановление во все ваши поколения; празднуйте его в седьмом месяце. Живите в шалашах семь дней — все уроженцы в Израиле пусть живут в шалашах, —Чтобы ваши потомки знали, что Я поселил детей Израиля в шалашах, когда Я вывел их из Египетской земли; Я Иегова, ваш Бог.
(Лев. 23:33–43 Восстановительный перевод)
См. также Втор. 16:13–16, Чис. 29:12–38, 2Пар. 8:13, Езд. 3:4, Неем. 8:14–17, Зах. 14:16–19.
Правила и традиции[править | править код]
Седьмой день праздника Суккот называется Хоша‘на Рабба[1] («Великая Хошана»), который имеет свои особые законы. Каждый день мужчины читают благословения, держа в руках лулав и этрог.
Можно пренебречь некоторыми правилами (проживание и приём пищи в сукке) в случае дождя или по состоянию здоровья.
В сукке на столе должны находиться четыре растения: этрог, лулав, мирт, ива. Эти растения символизируют людей. Есть люди, соблюдающие все законы Торы. Они имеют «вкус». Есть люди, совершающие благие поступки. Они имеют «запах». У этрога есть и вкус, и запах. Он символизирует праведников. У мирта есть запах, но нет вкуса. У лулава есть вкус, но нет запаха. У ивы нет ни вкуса, ни запаха.
В праздник сукку посещают семь ушпизинов (гостей): Авраам, Ицхак, Яков, Давид, Моисей, Аарон и Йосеф.
Четыре вида растений
Тора заповедует каждому еврею в праздник Суккот взять в руки арбаат а-миним (четыре вида растений). Эти растения: этрог, лулав, адас, арава. Чтобы выполнить заповедь нетилат лулав, нужно взять вместе 1 этрог, 1 лулав, 2 ветки аравы (речная ива) и три ветки адаса (мирт). Все эти виды растений нужно соединить вместе. Если человек не соединяет их воедино или берет по одному, он не выполняет заповедь.
В соответствии с предписанием Торы, вне Храма заповедь нетилат лулав исполняется только в 1-й день, а в Храме на протяжении всех 7 дней. Однако наши мудрецы обязали нас выполнять эту заповедь на протяжении всех дней праздника Суккот, за исключением Шабата.
Подробно про заповедь о четырех видах растений читайте тут.
Суккот в иудео-христианстве[править | править код]
В Новом Завете Иисус Христос, будучи воспитанным в иудейской традиции, празднует многие иудейские праздники, в том числе и Суккот.Первое упоминание о соблюдении праздника группами, проповедующими иудео-христианские варианты мировоззрения, датируется XVII веком (например, субботниками). Праздник отмечается в соответствии с его датой в иудейском календаре.
Исру хаг[править | править код]
Следующий день после праздника Суккот называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот — после каждого из этих праздников отмечается Исру хаг) с остальными днями в году.
Трапеза
Суккот начинается перед заходом солнца. Хозяйка зажигает свечи, в синагоге начинается вечерняя служба (маарив), а придя в сукку, все совершают освящение дня над бокалом вина — кидуш.
Источник: ТАСС
Паломничество в Храм
Суккот – один из трех праздников, в которые евреям во время Храма нужно было совершать паломничество в Иерусалим и приносить жертвы.
Источники[править | править код]
- Сидур «Врата Молитвы» (Шаарей Тфила) на будни, субботу и праздники; нусах ашкеназ; транслитерация, перевод, комментарий и пояснения к порядку молитв / Под ред. Пинхаса Полонского; «Маханаим». — Иерусалим, 2008.
Ссылки[править | править код]
- Суккот на сайте «Жемчужины Галахи»
- 20 фактов о том, как празднуют Суккот в Израиле
- Интересные факты о празднике Суккот (недоступная ссылка)
- Полное описание праздника Суккот
- Заповеди и традиции праздника Суккот
- JewFaq discussion on Sukkot
- Sukkos and Simchas Torah — Torah.org
- an overview of the laws of Sukkot from Torah.org, based on the Mishneh Torah
- Sukkot in Jerusalem
- Free succah construction plans and instructions
- Welcoming ushpizot with ushpizin
- Фрагмент телепередачи «Шалом» о празднике Суккот в Иерусалиме (канал «Культура», реж. А. Искин, ведущий и сценарист Р. Пятигорский)
- Агнон Ш.-Й. Этрог