21 сентября 2021 – Осенины. Традиции и обряды празднования в России. Краткая история и значение события. Календарь народных праздников в 2021 году.
Традиции и обряды праздника
В православных церквях совершается богослужение.
В народном календаре праздник связан с окончанием полевых работ и приходом осени. Событие отмечали шумно: с песнями, танцами и играми. По традиции люди благодарили в этот день Богородицу за собранный урожай. На заре женщины собирались у водоема и встречали осень хлебом и киселем. Старшая держала каравай, а молодые вокруг нее водили хоровод и пели песни. Затем хлеб разламывали и раздавали присутствующим. По приходу домой они кормили им скотину.
Было принято в этот день навещать новобрачных. Молодая хозяйка после богатого угощения гостей хвасталась женщинам новым домом и хозяйством, а супруг показывал мужчинам свои владения и делился планами на будущее. Гости хвалили молодых и давали им полезные советы.
Славянские названия праздника[править | править код]
Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засідкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.
Праздник урожая у славян
Свершится очередное чудо Коло Сварога – осеннее равноденствие, волшебный день, когда, по языческим поверьям древних славян Купала, Бог Летнего Солнца, отдаёт власть над природой задумчивому Богу Авсеню.
Название времени года — «осень» созвучно имени славянского божества. Авсень, Овсень, Баусень, Таусень, Усень, Святовид – Бог Перемен, нужен подуставшей Земле-матушке. Должен свершиться круг земной – листья опадут, норки будут выкопаны, перелетные стаи улетят. Человек – завершит труды летние, уложит урожай на хранение, починит снасть, подновит дом, займется давно отложенным. Праздник урожая у славян ─ заканчивается одно, начинается новое. Таусень праздник — это время листопада и оценки нажитого за год…
Таусень осенний — отдых от весенне-летних трудов
Ход развлечения
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вот и наступила золотая осень – пора сбора урожая и подготовке к зиме. Ребята, а вы знаете, что осенью не только собирают урожай, но и ещё с деревьев опадают листья. Скажите мне, а какого цвета опадают листья с деревьев?
Дети: красного, оранжевого и жёлтого цвета.
Воспитатель: правильно, а давайте потанцуем с нашими разноцветными листочками.
Пляска – игра «Листочки».
Воспитатель:
Понравилось танцевать с листочками?
Дети: да.
Воспитатель: Собирают осенью
Урожай плодов,
Много людям радости
После всех трудов.
Мы корзиночки возьмем,
В огород скорей пойдем.
Урожай собирать
И на зиму запасать.
Дети обходят группу по кругу и поют:
В огород пришел народ.
Там морковка растет
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
В огород пришел народ.
Там капустка растет
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
(поют про овощи, которые дети вспомнят, затем садятся на места)
Воспитатель: Какие вы молодцы, овощи все знаете, а загадки любите отгадывать?
Дети: Да!
Воспитатель: Осень- щедрая урожаем, а какие же овощи выросли на моём огороде, знаете, вот сейчас я и проверю!
*Разве в огороде пусто, если там растёт …
Дети: Капуста!
Воспитатель: Под кустом капнёшь немножко, выглянет на свет …
Дети: Картошка!
Воспитатель: За ботву как за верёвку, можно вытащить …
Дети: Морковку!
Воспитатель: Не пугайтесь если вдруг слёзы лить заставит …
Дети: Лук!
Воспитатель: Молодцы, ребята все мои загадки отгадали. Ребята, а скажите мне, а у кого ещё что растёт на огороде?
Дети: Огурцы, помидоры, перец, чеснок, баклажаны, редиска.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Овощи- фрукты» (разложить в разные корзинки овощи и фрукты)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо поиграли, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик».
Воспитатель: Ребята, все сегодня были молодцы, хорошо повеселились, поиграли, порезвились.
Праздник в различных европейских культурах[править | править код]
Белоруссия[править | править код]
У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия[1].
В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года. В средневековье в западной Белоруссии по традиции в деревнях в последний день жатвы самая уважаемая женщина отправлялась в поле. С первыми лучами солнца она приступала к жатве. Далее к ней подтягивались и остальные женщины деревни. Когда был собран последний сноп, каждая из участниц жатвы откладывала по одному колоску для общего дожиночного снопа. После этого происходило торжественное шествие всех участников дожинок с дожиночным снопом к дому хозяина, где начинался праздник.
Украина[править | править код]
С окончанием основных полевых работ совпало празднование Рождества Богородицы (укр. Мала Пречиста, Друга Пречиста). Богородицу чествовали и благодарили в этот день за собранный урожай, так как считали что она является покровительницей земледелия. В этот день Богородицу благодарили как подательницу всякого благополучия и покровительницу семьи и особенно материнства. Не случайно в некоторых регионах Украины праздник Рождества Богородицы считали «бабьим праздником»[2].
Германия[править | править код]
В Германии праздник урожая (нем. Erntedankfest) также является историческим. Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы, у славян — Осенины) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами. Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня 29 сентября (у православных славян — 21 ноября). В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября. В этот день люди у алтаря складывают собранные фрукты и овощи[3]
Беларусь
В Беларуси праздник урожая называется «Багач» и отмечается в день астрономического осеннего равноденствия. В 2019 году эта дата приходится на 23 сентября. Традиционное пожелание в этот день — быть богатым как осень. Когда заканчивается сбор урожая, зажигается «домашний очаг». Каждая семья вносит в него свою лепту — горсть ржаного зерна с первого обмолоченного снопа. Зерно ссыпается в лубок — деревянный короб.
В доме, где находился “Багач”, служил молебен за новый и урожай и божью щедрость специально приглашённый священник
Проводится молебен и в короб устанавливается зажжённая свеча. Затем его с песнями проносят по всему селу и выставляют в хату, где он будет находиться весь следующий год. Считается, что этот очаг – «Багач» — приносит достаток всей деревне, но особенно тому дому, где хранится.
Современный праздник урожая сопровождается выступлениями этнических ансамблей, проводятся мастер-классы по традиционным ремёслам, на праздничные столы выставляются плоды нового урожая.
Израиль
У еврейского народа праздник урожая имеет корни, уходящие в библейские времена, когда Моисей 40 лет водил свой многострадальный народ по Синайской пустыне. Праздник продолжается 7 дней и называется Суккот или Праздник кущей. Начинается он на 15-й день нового года по еврейскому календарю. В 2019 году он приходится на 24 сентября.
Название праздника происходит от слова сукка (другое название — кущи) – разборное переносное жилище, которое укрывало евреев во время странствия из Египта в Землю обетованную.
Устанавливая около дома сукку, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал её и радовался плодам, которые она дарила
У евреев всего мира принято широко отмечать Суккот, это один из трёх самых значимых праздников. Израильтяне совершают паломничество в Иерусалим, где проходит празднование, посвящённое окончанию сбора урожая.
Традиционно еврейские семьи строят во дворе, на террасах и даже балконах шалаш (кущи), где они должны провести за семь дней как можно больше времени. Радость от богатого урожая больше похожа на благоговение перед Богом за его великую милость — выращенный и благополучно убранный урожай.
Особый ритуал Суккота — вознесение лулава. Поднимаются и благословляются собранные в букет ветви четырёх растений — цитрона, финиковой пальмы, мирта и ивы. Они символизируют многообразие и единство еврейского народа.
Растения выступают своеобразным символом многообразия еврейского народа, собранного Богом в единый букет
Празднование начинается накануне вечером, когда накрывается обильная трапеза, и проводится благословение на хлеб. К столу обязательно подаются блюда из плодов нового урожая.
Праздник в не-европейских культурах, влияние[править | править код]
Северная Америка[править | править код]
В США и Канаде отмечается (но в разные дни) День благодарения, также происходящий от европейской традиции праздника урожая.
Азия[править | править код]
В Китае и Вьетнаме отмечают Праздник середины осени или Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца (полнолуние) по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября. Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» фигурирует в нескольких смыслах: это время завершения сбора урожая; луна является символом женского начала, и т.о. её полнота — также символ плодородия. Праздник отмечают всей семьёй, и семантика «круга семьи» присутствует в разделении пряников на всех.
Туркмения[править | править код]
Праздник урожая — один из древнейших национальных праздников у туркмен. Отмечается 25 ноября[4].
Легенды
Много лет назад лодка, загруженная продовольствием, спускалась вниз по реке. Внезапно она перевернулась.
Духовный глава Бхаттатирипад посчитал, что это было плохим предзнаменованием, и вышел на берег реки. Там он увидел хижину, в которой горел тусклый свет.
Войдя в дом он услышал плач бедной вдовы и увидел спящих на полу кухни детей.
Вдова сказала Намбудири-брамину, что у них нет никакой пищи, и что ее дети заснули голодным сном.
Намбудири-брамин принес еду и отдал ее бедной семье.
Это давняя традиция продолжается в течение многих лет среди землевладельцев и духовных глав деревень — кормить бедных людей перед праздником. Кормление бедных считается служением Богу.
Вторая легенда о празднестве Онам упоминается в рассказах о короле Махабали, императоре асуров.
Люди его королевства были очень счастливы и довольны во время его правления — золотой эпохи. Когда Махабали управлял своим королевством, все люди были равны, они жили счастливой жизнью, и никто не был в бедствии. Не было ни непорядочности, ни обмана, ни лжи в словах, ни несправедливости. В обществе царило идеальное согласие и это было время совершенного благополучия.
Но боги начали завидовать королю и попросили, чтобы правитель Вишну забрал его королевство. Вишну, переодетый Брамином-карликом Ваманой, попросил короля о земле размером в три шага, которую король с готовностью согласился дать. Тогда Вишну сбросил свою маскировку и прошел Землю и Небо за два шага. Для третьего шага король Махабали предложил свою голову. Однако перед тем как поместить свою ступню на голову Махабали, Господь Вишну удовлетворил последнее желание короля, чтобы он был способен посещать свое королевство один раз каждый год.
С тех пор люди ждут и приветствуют Махабали в его королевстве, что Онам празднуется с огромной радостью и весельем.
Приметы
Какая погода на Рождество Богородицы, такая продержится еще месяц.
Если зайцы роют глубокие норы, то зима будет холодной.
См. также[править | править код]
- Дожинки
- Осенины
- День благодарения
- Праздник середины осени
См. также
- Дожинки
- Осенины
- День благодарения
- Праздник середины осени
Германия
Каждая земля в Германии имеет свои традиции в праздновании Дня урожая. Однако символом всеобщего праздника стала соломенная кукла Кирмес. Изначально это было название народного гулянья, посвящённого открытию церкви. Кирмес — KircheMesse — переводится как церковная служба. Позже в северной и центральной Германии Кирмес превратился народный праздник осеннего урожая. В 2019 году его будут праздновать 20 октября.
Куклу Кирмес изготавливают за 14 дней до праздника, а накануне закапывают в землю. Праздничный обряд начинается с выкапывания Кирмеса. Его торжественно провозят по главной улице и водружают на почётное место — украшенное плодовое дерево. И только после этого начинаются весёлые состязания, танцы и обильная трапеза. Завершаются гулянья закапыванием Кирмеса вместе с остатками угощений и битой посуды. Таким необычным подношением выражается благодарность богам за щедрый урожай. Точку в празднике ставит грандиозный фейерверк.
Франция
В третий четверг ноября во Франции начинается фестиваль молодого вина Божоле Нуво. В этот день выпускают первое вино из винорада нового урожая. На главной площади небольшого городка Божо выставляют бочки с вином.
В полночь местные виноделы с факелами в руках открывают бочки и подставляют бокалы под струи молодого вина
По традиции в праздничный день французы должны посетить несколько баров и выпить там по бокалу божоле. За несколько дней до праздника бутылки с молодым вином рассылаются в разные страны.