Житие кратко: происхождение девочек, их пытки и мучения, крепость и безоговорочная вера во Христа, смерть матери Софии… День памяти святых мучениц — 30 сентября.
Жизнеописание[править | править код]
София, вдова из Милана, прибыла в Рим и остановилась у богатой дамы по имени Фессамния. Согласно преданию, Вера (греч. Πίστις), Надежда (греч. Ἐλπίς) и Любовь (греч. Ἀγάπη)[2] воспитывались матерью в христианском благочестии. Когда император Адриан узнал об этом, он попытался совратить их с христианского пути и заставить поклониться богине Диане — сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твёрдо исповедовали свою веру в Христа. Император повелел подвергнуть дочерей Софии жестоким пыткам, но они чудесным образом перенесли их и погибли только будучи обезглавленными или зарубленными.
На день смерти Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9. Император отдал истерзанные тела дочерей Софии, она с почестями похоронила их и умерла через три дня.
Изначальные греческие имена дочерей — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на старославянский язык (ст.‑слав. Вѣра, Надежда, Любы), и только имя их матери Софии («Мудрость») оставили без перевода.
Икона работы Карпа Золотарёва (1685 год)
Дата праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.
В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.
История иконы «Вера, Надежда, Любовь»
В Римской империи в начале 2-го века от Рождества Христова, во владениях императора Адриана, проживала благородна женщина, которая носила имя со значением «премудрая» — София. Когда родились ее дочери, она дала имена великих добродетелей христианских: Вера, Надежда и Любовь. Именно поэтому, когда сейчас рассматривается что означает икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», то указывается не только прямое значение, но и глубинный смысл, который указывает на фигуры образа, которые также воплощают и добродетели во плоти.
София – была чрезвычайно верующим человеком и хотела научить детей своих верить в божественную помощь и воспитать их с раннего детства не привязываться к материальным потребностям. Помимо этого, София овдовела в короткий период после рождения девочек и поэтому полностью посвятила себя христианству и воспитывала своих дочек в этом векторе. Девочки с юного возраста стали праведницами и много молились и постились, изучали писания. Слух о христианской семье быстро разлетелся по Риму, и узнав об этом император, приказал их привести к себе чтобы лично увидеть.
Встав пред императором, не опуская глаза они рассказали о Боге Адриану, и в порывах гнева он приказал выбить с девушек их верность Христу — силой. И первой кого палачи пытались наказать пытками огня была старшая сестра Вера, но молитвы помогли ей одолеть эту стихию. И поступил приказ о с сечения головы девушке, не боясь, она поднесла голову.
Подвиг старшей, дал силу бороться оставшимся в ее семье. Сестры подверглись похожим мучением, но до последнего не отвергли свою веру. София перенесла сильные душевные боли, смотря на все это, она пережила намного больше. После того как останки девочек захоронили на холме, София молилась там на протяжении трех дней и после этого мирно почила.
См. также[править | править код]
- Вера, Надежда, Любовь — христианские добродетели
- Агапия, Ирина и Хиония («Любовь, Мир и Снежная»[3]) — три другие святые сестры-мученицы с говорящими именами.
- София Римская — одноименная святая из того же города, жившая в IV веке, чьи мощи, по указаниям немецких источников[4], хранятся в Эшо и начиная с XII века она упоминается вместе с тремя дочерьми — Верой, Надеждой и Любовью[5].
Мучения девочек
В то время старшей Вере было всего двенадцать лет, Надеждабыла младше своей сестры на два года. А младшая Любовь была совсем маленькая,ей было девять лет.
Но, несмотря на такой юный возраст, сестры оказались мудрееи отважнее, чем некоторые взрослые. Они знали, что их ждет в случае исповеданияверы, но стояли твердо на своем.
Разгневанный император решил начать пытки со старшей сестры. Другие девочки и мать стояли тут же и наблюдали ее мучения. Он надеялся, что они под впечатлением испугаются и отрекутся от своей веры. Но он ошибался.
Вера
Веру начали нещадно бить металлическими прутьями, так что плоть ее кусками падала на землю. Потом ее положили на раскаленную решетку и жгли раны. Затем бросили в кипящий котел. Все эти мучения не смогли заставить юную христианку отречься от веры. Потом ей отрезали груди, из них хлынуло молоко вместо крови.
Видя, что мучения не приносят желаемого результата, император велел отрубить ей голову. Вера говорила, что с радостью умрет за Своего Спасителя. Мать, видя мучения дочери, не только не пала духом, она радовалась за нее и уговаривала остальных дочерей подражать ей и крепиться духом. «Совсем немного и вы окажетесь рядом с Нашим Господом».
Надежда
После убиения Веры, мучитель призвал среднюю сестру. Надеждасмело и радостно вступила на порог мучений. Так же как и сестра, она отказаласьпринести жертву идолам, и ее стали мучить. Ее тоже били палками, бросали вгорящий котел, но она не проронила ни слова. Затем ее тоже обезглавили.
Любовь
Настала очередь маленькой Любови. Мать, как могла, укреплялаее словами, уговаривая посмотреть на тела замученных сестер, что они уженаслаждаются в раю. Жестокий мучитель подверг девочку еще большим пыткам. Еетело привязали к колесу и били палками. От крови земля быстро обагрилась. Номаленькая мученица молчала. Тогда ее бросили в горящую печь, но огонь неповредил ей, а пламя, вырвавшись наружу, опалило ее мучителей. После этогодевочке отрубили голову.
Народные традиции: Вселенские бабьи именины
На Руси день памяти Веры, Надежды, Любови и Софии считался Вселенскими бабьими именинами, когда было принято поздравлять всех женщин. Поскольку мудрая София и ее дочери символизируют женские добродетели с точки зрения христианства, 30 сентября фактически является аналогом христианского Женского дня.
На Руси женщины в свой бабий день поздравляли и угощали друг друга, а также плакались на тяжелую женскую долю, жаловались на жестоких мужей, а девушки в компании подруг страдали по неверным возлюбленным. Считалось, что в этот день нужно как можно усерднее молиться не только у иконы Веры, Надежды, Любови и Софии, но и возносить молитвы Богородице, как главной бабьей заступнице.
Приметы
По погоде на Веру, Надежду, Любовь судили о будущей осени. Теплое 30 сентября считалось знаком, что Богородица смилостивится к женщинам, и бабье лето, окончанием которого считается Воздвижение (27 сентября), еще продлится.
Согласно приметам, если 30 сентября в небе заметить клин улетающих на юг журавлей, на Покров (14 октября) жди первого снега.
Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.
Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Кондак мучениц
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.
Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»
В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге