Елена Равноапостольная — Википедия

Елена Равноапостольная — Википедия

Содержание
  1. Толкование имени Елены и какой у именинницы характер
  2. Читайте также
  3. Константин (Костя)
  4. Жизнеописание[править | править код]
  5. Раскопки Елены в Иерусалиме[править | править код]
  6. Кондак равноапостольных царя Константина и царицы Елены
  7. Заслуги святой Елены
  8. Истоки и значение праздника День именин Елены и Константина
  9. Заслуги Константина
  10. В культуре[править | править код]
  11. Примечания[править | править код]
  12. Ссылки[править | править код]

Святой Контантин родился у цезаря Констанция Хлора, который правил Британией и Галией. Матерью его была святая Елена, она была дочерью простого трактирщика. Констанций влюбился в нее, когда она в молодости подавала ему вино. Она была христианской веры и благодаря ей, Константин был воспитан в вере и благочестии. Ее муж не был гонителем христиан, хотя его современник Диоклетиан жестоко преследовал верующих во Христа.

Толкование имени Елены и какой у именинницы характер

Елена – это имя древнегреческого происхождения. Трактуется как избранная или солнечный свет. Именины Елена отмечает в древние времена на Руси — это имя имели право носить представители знати и начали называть своих рожденных дочерей с 988 года. Само имя Елена имеет несколько вариаций – это Алена, Олена, Еля. Для всех известна Елена Прекрасная, жившая во времена Древней Греции и сразившая своей красотой многих мужей.

Елена Равноапостольная — Википедия

Маленькие Елены способны мечтать и представлять себя в мире сказок с приключениями и чудеса. И если ее вдруг воспринимают по — другому, то маленькая девочка Елена способна уйти в себя и замкнуться. В детские годы если ее вдруг кто-то обидел, то способно очень жестоко отомстить обидчику. Постарше в незнакомом обществе застенчива и отличается исключительной добротой, но среди знакомых людей кардинально меняется на человек-праздник. Елена человек творческий, часто бывает серьезной. И это серьезность сохраняется всю ее жизнь, а веселый нрав и игривость проявляется только в хорошем настроении и среди хорошо знакомых людей. Чаще всего у Елен хороший идеальный муж и такие же дети.

Читайте также

«День Онегина» и «День Автора»[122]

«День Онегина» и «День Автора»[122]Сопоставление двух эпизодов пушкинского романа в стихах получает смысл в самых различных аспектах его изучения, начиная от установления границ его текста, проблемы завершенности, жанровой структуры и кончая истолкованием двух главных

Англиканский святой Форда

Англиканский святой ФордаВ 1927 году Форд Мэдокс Форд сравнил себя с бескрылой гагаркой — с тем неуклюжим североатлантическим пингвином, что к середине девятнадцатого века был полностью истреблен. Поводом для сравнения послужило переиздание первого шедевра Форда,

«Святой Жене» Сартра

«Святой Жене» Сартра«Святой Жене» – до абсурда многословная книга, сродни раковой опухоли, груз ее блестящих идей тонет в вязкой торжественности тона и ужасающих повторах. Известно, что книга задумывалась как вступительная статья к собранию сочинений Жене, вышедшему в

Виктор Ланге{128} Комический святой

Виктор Ланге{128}Комический святойКогда отрывки из этого романа появились в «Нью-Йоркере», стало ясно, что создана необычайно достопамятная фигура, личность столь обаятельная, исполненная такой жизненной силы, что забыть ее не так-то легко. И теперь, когда мы видим Пнина

День святого Василия великого 1 (14) января

День святого Василия великого 1 (14) январяВ первый день нового года (по старому стилю) христианская церковь отмечает два праздника. С первым из них мы уже ознакомились — это обрезание господне, второй праздник — день святого Василия великого, архиепископа кессарийского.

День чуда святого Михаила 6(19) сентября

День чуда святого Михаила 6(19) сентябряСвятому Михаилу-архангелу посвящен еще один праздник — день чуда святого Михаила, или Михайлова чуда. По религиозному сказанию, сатанаЛюцифер однажды впал в гордость и злобу на господа бога и увлек за собой множество ангелов. Тогда

Предисловие к книге Елены Катасоновой «Бабий век — сорок лет»

Предисловие к книгеЕлены Катасоновой «Бабий век — сорок лет»ББК 84(2Рос-Рус) К29 УДК 882Катасонова Е.К29 Бабий век — сорок лет: Романы и повести.М.: ГКО АСТ, 1996. — 528 с. — (Русский романс).ISBN5-88196-941-3Елена Катасонова не нуждается в представлении. Ее повесть «Бабий век… », переведенная

Константин (Костя)

Имя Константин, которое не изменило свое звучание в течении столетий, произошло от латинского слова «constans» — «постоянный, стойкий». Соответственно, имя Константин означает «постоянный», «стойкий», «твердый».

Мужчина по имени Константин имеет все предпосылки стать известной личностью, но это зависит, в том числе, и от воспитания и среды, в которой он вырос. Ему свойственна двойственность характера. Тем не менее, Константин всегда будет надежной опорой своим близким и друзьям.

Костя самоуверенный, непреклонный и упрямый. Имеет лидерские качества, способность убеждать и настаивать на своем. Временами бывает очень резким, принятые однажды решения не отменяет, своими принципами не поступается.

В то же время, он невероятно добрый, заботливый и ответственный, любит оказывать помощь всем своим близким в решении их проблем. Константин очень умен, обладает прекрасным чувством юмора и любит быть в центре внимания.

Жизнеописание[править | править код]

Елена Равноапостольная — Википедия

Точный год рождения Елены неизвестен[2]. Родилась она в городке Дрепан в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий[3]. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополем»[4]. Сегодня это поселение отождествляется[5] с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки[источник не указан 1241 день], Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире[6]. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором при Максимиане Геркулии, ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей[7].

27 февраля 272 года[8] в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына — Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно[источник не указан 1241 день].

Елена Равноапостольная — Википедия

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно[источник не указан 1241 день], она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено[источник не указан 1241 день], что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра[9].

Когда Елена обратилась в христианство, ей было уже за шестьдесят. По свидетельству её современника Евсевия Кесарийского, это произошло под влиянием её сына Константина[10]. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318—319 гг. в Фессалониках[11]. В этот период Елена, вероятно, проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет[12]. В Риме ей принадлежало обширное поместье Сессорий. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь — Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене)[13].

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету»[14]. Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению[15]. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес[16].

Елена Равноапостольная — Википедия

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток»[17]. О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали ей роль Понтия Пилата[18].

Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, в 327, 328 или 330 году[19][20]. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир[21], где у неё был дворец[22], или даже Палестина[23]. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына»[24].

Раскопки Елены в Иерусалиме[править | править код]

Елена Равноапостольная — Википедия

В возрасте около 80 лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне[25]. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми»[26]. Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях

[26]

.

— «Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы[27]. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак[19].

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340—397), Руфином (345—410)[28], Сократом Схоластиком (ок. 380—440)[29], Феодоритом Кирским (386—457)[30], Сульпицием Севером (ок. 363—410)[31], Созоменом (ок. 400—450)[32] и другими[33].

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина» Евсевием Кесарийским после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Елена Равноапостольная — Википедия

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения[34].

Елена Равноапостольная — Википедия

Воздвижение Животворящего Креста (неизвестный мастер, 1440-е годы)

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий[35][36]:

  • на Голгофе — храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме — базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

  • в Гефсимании — церковь Святого Семейства;
  • в Вифании — церковь над гробницей Лазаря;
  • в Хевроне — церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
  • у Тивериадского озера — храм Двенадцати Апостолов;
  • на месте вознесения Илии — храм во имя этого пророка;
  • на горе Фавор — храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
  • у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины — церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов[37].

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй — в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий[19].

Датировка деятельности Елены[править | править код]

Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, — 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года)[35]. Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю)[38].

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году[39].

Кондак равноапостольных царя Константина и царицы Елены

Константин днесь с материю Еленою
Крест являют, всечестное древо,
всех убо иудеев посрамление суще,
оружие же на противныя верных людей:
нас бо ради явися знамение велие
и во бранех грозное.

Заслуги святой Елены

Равноапостольные Константин и Елена

Константин всегда хотел отыскать Крест, на котором былраспят Христос. Для этого он отправил свою мать, царицу Елену, на Святую Землю.Ее сопровождали священнослужители, в числе которых был сам Патриарх. ПоискиКреста были похожи на сказание. На Голгофе было найдено три креста, но которыйиз них Христов? Для того чтобы это определить, они решили возложить все трикреста по очереди на покойника, которого несли на захоронение в то время.

Процессия остановилась, после прикладывания к покойнику одного из крестов, мертвец воскрес! Тогда Патриарх стал высоко поднимать Животворящий Крест Христов, а все люди кричали: «Господи помилуй!». Так был установлен церковный праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня (празднуется 27 сентября).

За эту заслугу Церковь причислила царицу Елену к чинуравноапостольных святых. Вручив святыню Патриарху, святая взяла часть Крестадля того, чтобы принести ее в дар своему сыну, Константину. Устроив послебогатую трапезу для бедных, Елена вернулась домой, где вскоре предала свою душуБогу.

Истоки и значение праздника День именин Елены и Константина

Святые с таким прекрасным именем Елена православной церковью почитаются 9 раз в года, но именно 3 июня вспоминают о царице Елене Константинопольской. Именины Константин отмечает 50 раз в года и в том числе 3 июня почитается император Константин Великий.

Елена Равноапостольная — Википедия

Православная церковь 3 июня почитает равноапостольных царицу Елену Константинопольскую и императора Константина Великого. Мать Елена была христианкой, и самого детства воспитывала своего сына Константина в вере к Христу. Его отец император Констанций не был христианином, но и никогда не подвергал их гонениям и унижениям. После того, как умер его отец Констанций, его сменил и стал императором его сын Константин и на своих землях начал возрождать веру в Христа. Конечно гонения прекратились на христиан, и они стали свободными в своей вере. В свою очередь его мать царица Елена поддерживала все действия относительно христианства и, чтобы поддержать его построила множество православных церквей. Она отыскала три креста, на одном из которых был распят Иисус Христос. Поэтому ее в народе называли Равноапостольной. За свои благородные деяния и сильную христианскую веру Елена и Константин стали Святыми.

День именин 3 июня будет у Елены и Константина. Это также почитание Святой царицы Елены Равноапостольной и Святого императора Константина Великого православной церковью, которые стали известны своими благими деяниями, благодаря особому отношению к вере Христа и христианам.

Заслуги Константина

Святой царь ревностно боролся с ересями:

  • Ария;
  • донатистов;
  • новациан.

По его повелению был создан Первый Вселенский собор. Онпрошел в Никее в 318 году. Ересь была опровергнута.

После этого царь продолжал трудиться на благо Церкви. Передсмертью он принял Таинство Крещения, готовясь к этому важному событию в течениевсей своей жизни. Скончался он в 337 году в возрасте тридцати одного года напраздник Святой Троицы. Похоронили его в храме святых Апостолов. За своюкороткую жизнь царь так много успел сделать во благо развития христианства.

День празднования святых 3 июня.

Равноапостольные Константин и Елена — обстоятельства жизни

В культуре[править | править код]

Живопись и скульптура

Елена Равноапостольная — Википедия

Определение Истинного Креста
(немецкая деревянная скульптура)

Елена Равноапостольная — Википедия

Константин и Елена

(книжная миниатюра,

XI век

)

Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музеях Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены[19]. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938)[57]. Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове[19].

В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими в византийском искусстве являются отдельные изображения Елены[19].

  • Аньоло Гадди, «Обретение Креста Господня», ок. 1380 года;
  • Пьеро делла Франческа, фресковый цикл об истории Животворящего Креста в базилике Сан-Франческо (сцена пытки по приказанию Елены Иуды Квириака и обретение ею Креста Господня), 1458—1466 годы;
  • Чима да Конельяно, «Святая Елена», 1495 год;
  • Веронезе, две картины «Сон святой Елены», 1560-е и 1580 годы;
  • Рубенс, алтарная картина «Святая Елена» (написана для базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, находится в кафедральном соборе Грасса);
  • Джованни Лоренцо Бернини, статуя святой Елены в соборе Святого Петра (Рим), 1630-е годы;
  • Джованни Биливерти, «Обретение Еленой Животворящего Креста», первая половина XVII века;
  • Сазонов В. К., «Святые Константин и Елена», 1870 год;
  • Сальвадор Дали, сюрреалистическая картина «Святая Елена в Порт-Лигате»[58] и «Святая Елена»[59], 1956 год.

Литература

  • Ивлин Во, «Елена», новелла, 1950 год;
  • Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона» (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

Примечания[править | править код]

  1. Елена Равноапостольная
  2. Год рождения оценивается исходя из сообщения Евсевия Кесарийского о том, что она скончалась «почти на восьмидесятом году своей жизни».(«История Константина», 3.46)
  3. Прокопий, «О постройках», 5.2.1: «Есть город в Вифинии, носящий имя Елены, матери императора Константина. Говорят, что Елена была отсюда родом и вначале это был ничтожный поселок. Воздавая ей славу, Константин одарил это местечко и именем матери и достоинством города, но не создал здесь никаких великолепных памятников, достойных императорского имени: по своему внешнему виду он продолжал оставаться все тем же, украшаясь только названием города и гордясь именем питомицы своей, Елены.»
  4. Сократ Схоластик, «Церковная история», 1.17
  5. Фрейзенбрук, Аннелиз. Первые леди Рима.
  6. Все предположения историков базируются на Амвросии Медиоланском, назвавшем Елену «stabularia», то есть служанка. См. его «Слово на смерть Феодосия Великого» (De obit. Theod., 42)
  7. Иероним Стридонский в переводе «Хронологических канонов» Евсевия Памфила на латинский назвал Елену конкубиной (271-я Олимпиада). Однако более ранний анонимный источник IV века Аноним Валезия (Anonymus Valesianus, ч. 1) называл Елену женой Констанция.
  8. Точный год рождения Константина неизвестен, 272 год является наиболее обоснованной датой (Константин // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. — Т. XXXVI. — С. 671-729. — 752 с. — 29 000 экз. — ISBN 978-5-89572-041-7.).
  9. 1 2 Память о равноапостольной царице Елене в немецком городе Трир
  10. Евсевий Кесарийский, «История Константина», кн. 3, гл. 47: «Ибо из не благочестивой василевс сотворил её столь благочестивой…»
  11. См. образцы монет на
  12. Jan Willem Drijvers, Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross, Leiden: Brill, 1992. P. 21
  13. Jan Willem Drijvers, Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross, Leiden: Brill, 1992. P. 34
  14. «Хронография» Феофана, год 5816 (по александрийской эре) (323/324 н. э.)
  15. Евсевий Кесарийский, «История Константина», кн. 3, гл. 47: «Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну…»
  16. Аврелий В., Извлечения о жизни и нравах римских императоров, гл. XLI: «Между тем Константин, достигнув благодаря удивительной удаче в войнах единоличного управления всей Римской империей, приказал, — как полагают, — по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою Фаусту, столкнув её в горячую воду в бане
  17. Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Кн. 3, гл. 42: О том, что эти иеркви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
  18. Иисус в раввинской литературе. Тольдот Иешу. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 7 ноября 2008 года.
  19. 1 2 3 4 5 6 7 8 Н. В. Квливидзе. Елена // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 293-297. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  20. Примерный год смерти устанавливается по следующим фактам. Елена скончалась вскоре после обретения Креста, которое датируется 326 годом. Последние монеты с её именем датируются 330 годом (выпуск в Константинополе), хотя чеканка возобновилась в 337 году после смерти Константина в период борьбы за власть между потомками Констанция Хлора.
  21. Константин находился осенью 328 года в Трире на войне с германцами. Если Елена скончалась в 328 на его руках (согласно Евсевию), то Трир вполне мог быть местом её смерти.
  22. Kann Hans-Jochim. Auf den Spuren von Konstantin und Helena. Trier, 2007. S. 21
  23. 1 2 Никифор Каллист. L.8. cap. 30
  24. Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Кн. 3, гл. 46: О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
  25. Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I гл. 17
  26. 1 2 «Хронография» Феофана, год 5817 (по александрийской эре) (324/325 н. э.)
  27. Scala-Santa Архивная копия от 21 декабря 2007 на Wayback Machine
  28. Руфин Аквилейский. Церковная история. Кн. I, гл. 7
  29. Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 1, гл. 9
  30. Феодорит. Церковная история, I, 18
  31. Сульпиций Север. Хроника, II, 33—34
  32. Гермий Созомен Церковная история. II, 1
  33. Например, Паулин Ноланский. Письма, 31, 4—5; Никифор Каллист, кн. VIII, гл. 29.
  34. Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Книга третья. Глава 44. О великодушии и благотворительности Елены.
  35. 1 2 Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 1, гл. 17
  36. Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Книга третья. Глава 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
  37. Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест. Приложение III // Православный палестинский сборник. Т. 11. СПб. 1886
  38. Тайна Креста // Журнал Московской патриархии, 1958 год, № 9 Архивная копия от 10 июля 2009 на Wayback Machine
  39. М. Н. Скабалланович. Крестовоздвижение. История праздника Крестовоздвижения
  40. Здесь и далее в данном разделе цитаты приводятся по Гальфрид Монмутский. История бриттов
  41. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. 1 (Глава 21. Смерть Констанция и завещание царства сыну его Константину.)
  42. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографический терминов
  43. Равноапостольные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  44. Православный церковный календарь 21 мая (3 июня)
  45. Інформаційний ресурс Української Греко-Католицької Церкви Церковний календар Червень 2014
  46. Униаты используют два разных календаря: на Украине — юлианский, в диаспоре — григорианский.
  47. Спутник паломника по Святым местам Архивная копия от 4 октября 2008 на Wayback Machine
  48. Малкова Н.А. Святая княгиня Ольга как агиологический тип // Религиоведение. 2011. № 1. С. 25-31
  49. «Повесть временных лет», год 6462: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого».
  50. Евсевий Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. третья. Гл. 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал её ещё при жизни.
  51. Jan Willem Drijvers. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. — Leiden: Brill, 1992. — P. 74.
  52. Liber Pontificalis. I, 182
  53. 1 2 Jan Willem Drijvers. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. — Leiden: Brill, 1992. — P. 75.
  54. Рунцо Д. Христианские святыни Франции.
  55. В Париже у мощей св. равноапостольной Елены впервые совершена православная литургия.
  56. Liber Pontificalis. II, 388.
  57. Johansen, Flemming. Roman portraits. NY Carlsberg Glyptotek. Copenhagen, 1995. V. III. P.172
  58. Сальвадор Дали, «Святая Елена в Порт-Лигате» Архивная копия от 26 января 2009 на Wayback Machine
  59. Сальвадор Дали, «Святая Елена» Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine

Ссылки[править | править код]

  • Сократ Схоластик. Церковная история (неопр.). — содержит рассказ об обретении Еленой Креста Господня. Дата обращения: 28 ноября 2008.
  • Память о равноапостольной царице Елене в немецком городе Трир (неопр.). Православие.ру. Дата обращения: 28 ноября 2008.
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя святой Елены (неопр.). Дата обращения: 28 ноября 2008.
  • Jan Willem Drijvers. Helena Augusta (англ.). Дата обращения: 28 ноября 2008. Архивировано 23 августа 2011 года.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит