День местного самоуправления в 2021 году. Как и когда его отмечают, интересные факты и приметы. Подробная история праздника.
Положение
о Дне самоуправления в общеобразовательной организации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Дне самоуправления в школе разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 8 декабря 2020 года, Положением о Совете обучающихся, Планом работы и Уставом общеобразовательной организации, другими нормативно правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение о Дне ученического самоуправления определяет цели и задачи проведения школьного Дня самоуправления, регламентирует порядок проведения ролевой игры, определяет сроки и организацию его освещения, устанавливает функциональные обязанности участников Дня ученического самоуправления.
1.3. День ученического самоуправления в общеобразовательной организации представляет собой учебный день, в течение которого обязанности администрации и учителей исполняют дублеры из числа обучающихся 8-11 классов.
1.4. День самоуправления — форма творческого взаимодействия обучающихся и педагогов школы с целью создания условий для развития социально-компетентной личности обучающихся школы через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
1.5. Общее руководство проведением Дня самоуправления осуществляет Совет обучающихся через заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора и классных руководителей.
1.6. Форма проведения Дня самоуправления – деловая (ролевая) игра.
1.7. Участники Дня самоуправления:
- «дублеры» (учителя, администрация) – обучающиеся 8-11-х классов;
- «обучающиеся» — ученики 2-9 классов;
- «наблюдатели» — учителя-предметники, администрация.
2. Цели и задачи
2.1. Основными целями проведения Дня самоуправления в школе являются:
- Для педагогов – повышение уровня коммуникативной и управленческой культуры, профессиональных умений у профориентированных обучающихся, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического самоуправления.
- Для обучающихся – развитие ключевых компетентностей, развитие самостоятельного мышления и самосознания, чувства ответственности за результаты своего труда, создание условий для самореализации личности.
- Формирование позитивной, психологически комфортной образовательной среды, выявление лидеров, активизация работы актива школы.
- Повышение престижности профессии учителя.
2.2. Задачи Дня самоуправления:
- вовлечение обучающихся в активную общественную жизнь и управление школой;
- формирование у обучающихся опыта организации и проведения общественных мероприятий;
- укрепление содружества между обучающимися всех классов;
- развитие у обучающихся творческих способностей, коммуникативных навыков общения;
- воспитание у обучающихся чувства ответственности, корректного отношения друг к другу, делового стиля взаимоотношений;
- развитие у обучающихся опыта публичных выступлений;
- организация новых форм обратной связи образовательной деятельности, комплексная оценка обучающимися состояния образовательного процесса в школе.
3. Сроки проведения Дня самоуправления и организация его освещения
3.1. День самоуправления проводится 1-2 раза в год, и, обычно, приурочивается к праздникам: День учителя, 8 марта.
3.2. Даты проведения Дня самоуправления определяются Советом обучающихся и согласовываются с администрацией школы.
3.3. Освещение подготовки, проведения и подведения итогов Дня самоуправления осуществляет пресс-центр (информационная служба), куда входит экспертная группа совместно с экспертной службой (сторонние наблюдатели) и СМИ административным советом в соответствии с планом подготовки и проведения деловой игры через информационный стенд, сайт школы.
3.4. После окончания деловой игры информационная служба готовит краткий информационный выпуск о Дне самоуправления на сайт общеобразовательной организации, заметки в газету, городские СМИ.
3.5. Пресс-центр имеет право определять дополнительные каналы информирования самостоятельно, так же, как и планировать, проводить опросы и оглашать их результаты.
3.6. Пресс центр несет ответственность за объективность информации, ее полноту и корректность.
4. Порядок проведения Дня самоуправления
4.1. План проведения Дня самоуправления разрабатывается Советом обучающихся совместно с педагогом-организатором и утверждается директором школы.
4.2. Директор школы издает приказ о проведении Дня самоуправления.
4.3. Все должности административно-преподавательского состава замещаются обучающимися 8-11-х классов: администрация – 10-11 классы, преподаватели – 8-11 классы.
4.4. Кандидаты на замещаемые административно-преподавательские должности утверждаются Советом обучающихся (ученического самоуправления).
4.5. Порядок формирования списка кандидатур на замещение административно-преподавательских должностей:
- Директором – дублером Совет назначает Президента школьного ученического самоуправления.
- Кандидатуры на вакантные должности заместителей директора определяются из числа членов Совета старшеклассников, между ними распределяются обязанности.
- Кандидатуры на вакантные должности преподавателей учебных предметов может выдвигать любой орган самоуправления, а также путем самовыдвижения.
- Претенденты на замещение вакантных должностей преподавателей должны написать заявление на имя директора-дублера, получить согласие учителя, которого будут заменять.
- Функции классного руководителя исполняет староста класса.
- Все рассмотренные кандидатуры включаются в общий список – «Штатное расписание», которое обсуждается и утверждается на заседании Совета обучающихся.
- Если нет кандидатуры на замещение вакантной должности, то учитель проводит этот урок сам.
- «Штатное расписание» публикуется на сайте школы и на информационном стенде не позднее, чем за три дня до его проведения.
- За два-три дня проводится педсовет учителей-дублеров.
4.6. Учителя-предметники, учителя начальных классов проводят работу по подбору и подготовке дублеров.
4.7. Дублерами назначаются обучающиеся 8-11-х классов, успевающие на «4», «5» по предмету, который выбирается для дублирования, прошедшие конкурсный отбор.
4.8. Заместитель директора по УВР (диспетчер по расписанию уроков) на определенный день в соответствии с полученными заявками учителей-предметников составляют расписание уроков.
4.9. Темы выбранных уроков должны соответствовать календарно-тематическому планированию учителей-предметников.
4.10. Обучающиеся-дублеры обязаны получить не менее трех консультаций по предмету и написать план-конспект урока, который утверждается учителем-предметником. К проведению урока они допускаются учителем после защиты плана урока.
4.11. Структура конспекта урока должна соответствовать форме проведения уроков (традиционная, нетрадиционная с применением различных форм деятельности обучающихся, в том числе с использованием ИКТ). Все этапы урока четко прописываются в конспекте. Предпочтение отдается познавательно-развлекательной форме урока (викторины, конкурсы, игры по предмету).
4.12. Учитель-предметник обязан присутствовать на уроке для педагогической поддержки дублера и оценивания урока при подведении итогов Дня самоуправления.
4.13. В случае отсутствия обучающегося, желающего вести какой-либо предмет, в целях ликвидации «окон» в расписании, урок ведет сам учитель-предметник.
4.14. Обучающийся, выступавший в роли учителя на одном уроке, после его проведения возвращается в свой класс и продолжает занятия в качестве ученика.
4.15. Последний урок в каждом классе — тематический классный час.
5. Функции и обязанности педагогов и администрации школы
5.1. Администрация и педагогический коллектив должны находиться на рабочем месте, общеобразовательная организация функционирует в обычном режиме.
5.2. Административно-педагогический состав может консультировать своих дублеров по необходимости. Вмешательство в их деятельность без особой необходимости не допускается.
5.3. Учитель-предметник:
- имеет право присутствовать на уроке;
- объясняет дублеру круг своих функциональных обязанностей;
- проводит инструктаж, во время которого обсуждает перечень основных мероприятий, необходимых на уроке, методику ведения урока;
- помогает в составлении плана-конспекта урока, мероприятия;
- проверяет наличие у дублера необходимых для ведения уроков материала и методических разработок;
- проводит анализ урока учителя-дублера.
6. Функции, права и обязанности дублеров
6.1. Учителя-дублеры, дублеры административного состава должны иметь бейджики, указывающие фамилию, имя, отчество и должность.
6.2. Директор-дублер:
- имеет право управлять работой школы, давать руководящие распоряжения в рамках свои полномочий;
- контролировать работу других дублеров;
- отвечает за функционирование всех школьных служб;
- проводит анализ всего Дня самоуправления, проводит «Педагогический совет».
6.3. Заместители директора-дублеры:
6.3.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за расписание уроков, распределение кабинетов, организует замену уроков (в случае болезни учителя-дублера), проверяет готовность учителей дублеров к урокам (защита поурочных планов), посещают уроки-учителей предметников.
6.3.2. Зам. директора по воспитательной работе отвечает за организацию и проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий, посещает и анализирует классные часы.
6.3.3. Зам. директора по научно-методической работе оказывает помощь учителям-дублерам в составлении поурочных планов, посещает уроки учителей-предметников, отвечает за подготовку итогового педсовета.
6.3.4. Зам. директора по административно-хозяйственной части (завхоз) отвечает за работу школьного гардероба, вахты, сохранность школьного имущества.
6.4. Организатор-дублер отвечает за подготовку активных перемен.
6.5. Классные руководители-дублеры отвечают за дисциплину, посещаемость и порядок в своем классе, подготовку и проведение классного часа, уборку классного кабинета после занятий.
6.6. Классный руководитель-дублер дежурного класса отвечает за порядок в школе распределяет дежурных-обучающихся по постам.
6.7. Учитель-дублер ведет всю педагогическую нагрузку учителя-предметника в этот учебный день.
Учитель-дублер:
- имеет право на консультацию педагога при подготовке к уроку;
- имеет право на опрос домашнего задания, выставления оценки в дневник обучающегося;
- обязан подготовиться к уроку, составить план-конспект и выполнять его в ходе урока;
- должен уважительно относиться к каждому ученику;
- внешний вид и культура речи учителя-дублера должны соответствовать общепринятым нормам.
6.8. Библиотекари-дублеры — выдают и принимают учебники и художественную литературу, проводят библиотечные уроки в начальной школе.
6.9. Во время проведения Дня самоуправления запрещается: самовольно сокращать время уроков, менять ранее утвержденные планы мероприятий и уроков, удалять обучающихся с уроков и мероприятий, приходить в свободной форме, рукоприкладство и грубое отношение к ученикам.
7. Подведение итогов Дня самоуправления
7.1. Подведение итогов Дня самоуправления проводится Советом обучающихся с участием дублеров (администраторов и учителей), при этом учитывается мнение учителей-предметников и администрации школы.
7.2. По итогам обсуждения составляется протокол заседания «Педагогического совета» Совета обучающихся, в котором анализируется ход деловой игры, отражаются положительные и отрицательные моменты Дня самоуправления, предложения и рекомендации, которые необходимо учесть при организации следующего подобного мероприятия.
7.3. Ход Дня самоуправления необходимо отразить в листовках, стенных газетах, информацию о его проведении и отзывы участников разместить на официальном сайте школы.
7.4. Итоги проведения Дня самоуправления подводятся на совещании при директоре по информации заместителя директора по воспитательной работе.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о Дне самоуправления в школе является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Перейти к разделу:
Положения для школы
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
История праздника
День местного самоуправления учредил Указ Президента РФ от 10 июня 2012 года № 805. Впервые праздник прошел в 2013 году. Дата торжества приурочена к изданию 21 апреля (по старому стилю) 1785 года Екатериной II Жалованной грамоты городам. Этот документ стал основой развития российского законодательства о местном самоуправлении.
Традиции праздника
В этот день руководство органов местного самоуправления вручает сотрудникам грамоты и дипломы за их труд, вносит благодарности в личные дела, дарит подарки. Организуются круглые столы, участники которых делятся своими достижениями и планами. Работники муниципальных архивов готовят выставки архивных документов, устраивают экскурсии. В учреждениях культуры проходят праздничные концерты.
Задание на день
Поинтересуйтесь, какие в ближайшее время в вашем муниципалитете планируют проводить праздничные или спортивные мероприятия, благотворительные акции или субботники. Примите участие в таком мероприятии и почувствуйте себя активистом.
Тосты
«Всех сотрудников органов местного самоуправления, с профессиональным праздником! Ударно трудитесь на благо народа. Принимайте решения исходя из расчета интересов и нужд ваших земляков. С достоинством, честью и справедливостью выполняйте свои обязанности. Успеха вам во всем, благополучия в личной жизни и хорошего достатка».
«С Днем местного самоуправления! Комфорта и успехов в работе, светлых идей и умения разруливать любые ситуации, верных подчиненных и новых свершений, всего этого и еще вдобавок – бодрости, здоровья, веры в лучшее и любви»!
«Когда у человека в руках оказывается власть, он проходит испытание на многие качества, и в День местного самоуправления я хочу поздравить вас с успешной сдачей этого экзамена от жизни и сказать что мы очень вами гордимся! Не сдавайте занятых позиций и оставайтесь такими же достойным народными избранниками и просто хорошими людьми»!
Подарки
Букет цветов. Букет цветов станет сдержанным и официальным подарком к празднику. Также хорошим вариантом может стать цветущий цветок в горшке, который украсит рабочий кабинет.
Сладкий презент. Торт, корзина со сладостями или композиция из шоколада может стать отличным индивидуальным или коллективным презентом.
Билеты. Билеты в кинотеатр, оперу, филармонию, на концерт, ипподром станут оригинальной идеей подарка, которая позволит разнообразить досуг.
Ежедневник. Стильный ежедневник в кожаном переплете станет полезным и практичным деловым подарком.
Традиции
В чем именно в 2020 году состоит один из наиболее актуальных, жизненных вопросов, как теоретической правовой идентичности, так и практической направленности традиций муниципальной власти в Российской Федерации, в силу ее регулятивного свойства, подкрепляемого специальными признаками трансцендентности, сегодня сказать очень трудно.
Конкурсы
Сидячие танцы
Для конкурса необходимо поставить стулья в ряд. Участники конкурса занимают места. По очереди включаются известные танцевальные мелодии: вальс, канкан, сальса, сиртаки, лезгинка, полька, рок-н-ролл. Конкурсанты, не вставая со стула, должны продемонстрировать танец. Побеждает наиболее харизматичный участник.
Деньги в бюджет
Перед началом конкурса ведущий раздает гостям праздника по пачке распечатанных купюр. Участникам конкурса предлагают найти способ заработать деньги. К примеру: спеть песню, станцевать, убрать грязную посуду со стола, приготовить коктейль, сделать прическу или массажа. Гости платят за предоставленные услуги. В конце конкурса каждый участник подсчитывает свой бюджет. Побеждает тот участник, которому удастся заработать наибольшую сумму.
Глазомер
Участникам конкурса предоставляются разные продукты: картофель, яблоки, конфеты, апельсины и т.д. Каждый участник должен на глаз отмерить по килограмму. Для проверки необходимо установить весы. Тот участник, который окажется наиболее точным в своих замерах побеждает в конкурсе. В качестве приза можно преподнести килограмм того продукта, который довелось отмеривать победителю.
Интересные факты
- Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его принципы.
- По данным Росстата, на 1 января 2016 года в России насчитывалось 1788 муниципальных районов и 563 городских округа.
- В сентябре 2014 года было инициировано создание Ассоциации «Арктические муниципалитеты» в целях развития Арктической зоны.
- На 1 января 2018 года в России насчитывалось 21945 муниципальных образований.
- «Народными» депутатами местного самоуправления может стать любой житель, готовый менять жизнь своего района к лучшему.
О профессии
Полномочия муниципальных сотрудников определяет закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Работники органов местного самоуправления распоряжаются бюджетом административно-территориальной единицы. Они заказывают работы, товары и услуги для обеспечения деятельности муниципалитета. Берут кредиты для ведения хозяйственной деятельности, выпускают муниципальные ценные бумаги.
Украшение помещений
Атмосфера праздника начинается с соответствующего оформления помещений. Можно подготовить стенгазеты, коллажи, воздушные шарики и гирлянды из бумаги, выставки рисунков учеников или открыток, сделанных своими руками, живые цветы, ярмарку изделий ручной работы.
Этот праздник в других странах
В Украине День местного самоуправления проходит 7 декабря.
В Кыргызстане в последнее воскресенье октября празднуется День местных сообществ Кыргызской Республики.