Разговор с учителем. Как родителям максимальной эффективно и позитивно взаимодействовать с педагогом. Как решить конфликт с учителем. Куда пожаловаться на действия учителя.
Родительское собрание
Зачем вы идете на собрание? Если с намерением узнать все про собственного ребенка, то это ошибка, потому что собрание — для всех. Более того, на правильно построенном родительском собрании речь о конкретных детях и их подвигах идти и не должна.
Цель данного мероприятия — показать каждому родителю, какова обстановка в классе в целом, какие (в целом) проблемы у коллектива, и как эти проблемы можно разрешить. Здесь нужно записывать то, что говорят учителя про особенности возраста, про настроения, царящие в вашем детском коллективе. К сожалению, мамы и папы не всегда понимают, что именно коллектив оказывает на ребенка колоссальное влияние. И если не понять, чем там дышат, то непонятно, что происходит и с вашим.
И, пожалуйста, не надо при всех задавать учителю вопрос, успешен или неуспешен ваш ребенок. Если нет, расстроитесь вы, если да — кто-то другой.
Как наладить эффективное общение?
- Родительское собрание
- Вы пришли поговорить с учителем
- Учитель вызвал вас для разговора
- Если разговор не удался…
Многие родители не умеют общаться с учителями! Да, да, это детей на «подготовке в школе» учат, что когда Марьиванна войдет в класс, нужно встать, если хочешь ответить – поднять руку и так далее. А родителей ничему подобному не учат! Исправляем этот промах!
Родительское собрание
Родительские собрания носят информационный характер. Учитель проясняет организационные моменты, общие для всего класса и не будет на нем распространяться непосредственно о вашем ребенке. Это, во-первых, не интересно другим родителям, а, во-вторых, не вполне корректно. Если у вашего ребенка есть учебные проблемы, вряд ли вы захотите, чтобы это становилось предметом всеобщего обсуждения, правда?
” Не надо тянуть руку и спрашивать «как там мой?» или «почему за последнюю контрольную поставили тройку, я смотрел, там твердая четверка». Все это повод для индивидуальной беседы с учителем.
Тет-а-тет в пустом классе
Узнать все, что касается именно вашего чада, можно при личной встрече с учителем. Главная ошибка: мы приходим, когда нам удобно, не договорившись заранее.
А ведь назначить встречу можно либо через ребенка, либо по телефону.
И — без обид! — учитель не может потратить на вас пару часов времени: нужно готовиться к урокам на завтра, проверять тетради…
Чтобы разговор был конструктивным…
- Заранее определитесь — зачем вы идете к учителю (поговорить об успеваемости, о поведении, об отношениях с другими детьми и т. п.). И настройтесь на диалог, а не на выяснение отношений.
- Прежде всего, задумайтесь сами: в чем причины неуспешности вашего ребенка? Учитель не может знать об ученике всего, что о нем знают в семье. Часто бывает, что дома проблемы, конфликты, а мы спрашиваем учителя, почему ребенок не хочет учиться.
Отсюда вывод: учителю обязательно нужно рассказать о проблемах ребенка, его семьи. И дело не только в ссорах между родителями. Не менее важна смена или потеря работы, изменение материального статуса. А также тяжелая болезнь мамы, смерть любимой бабушки, рождение младшего брата/сестры (особенно с большой разницей в возрасте)… Общих требований к ребенку в это время предъявлять нельзя, но без вашей помощи учитель об этом не узнает.
- Если это учитель средней школы, он не всегда знает, что у ребенка было в начальной: менялись ли педагоги, или с классным руководителем не повезло. Тогда то, что он на данный момент видит в ребенке, сделает его снисходительнее: не виноват, что не научили, — будем учить сами сначала.
- Разумеется, учитель должен знать, есть ли у ребенка проблемы со здоровьем (и какие именно).
- Даже мудрый и опытный педагог может не знать, что ребенка обижают за пределами класса, не все ведь происходит у учителя на глазах! Если в семье отношения доверительные, о том, что его обижают, ребенок в первую очередь расскажет родителям, а ябедничать учителю не станет.
То есть если вы хотите индивидуального подхода к ребенку, ваше дело — этот подход обеспечить. Лишние подробности не нужны: вы идете не высказаться, а совместно с учителем найти решение проблемы.
Ситуация вторая. Учитель вызвал родителей в школу, потому что недоволен ребенком
Как себя вести?
Во-первых, не пренебрегайте встречей. Как бы заняты вы ни были, нужно найти время для общения с учителем, ведь одна нерешенная проблема может перерасти в серьезный конфликт. Во-вторых, диалог с учителем стоит начинать с позитивной ноты. Например, так: «Спасибо, что вы нашли время встретиться со мной, и обсудить проблемы моего ребенка. Я надеюсь, что мы найдем верное решение». Разговор между двумя взрослыми людьми должен происходить на равных. Не пытайтесь «давить», если вы старше педагога. Не пойдет на пользу и обратная ситуация — когда учитель старше и родитель преклоняется перед его авторитетом, и соглашается со всеми умозаключениями педагога, не внимая доводам разума.
Если в процессе беседы выяснится, что педагог был прав и его претензии к ребенку обоснованы, лучше всего признать это. Если же учитель, по вашему мнению не прав, то стоит выслушать его молча, принять все услышанное к сведению и уже после без эмоций решать, как вести себя дальше. Споры, демонстрация своего превосходства лишь усугубят ситуацию. В обоих случаях, когда учитель прав или не прав, разговор можно перевести в мирное русло спокойной фразой: «Спасибо, что рассказали о проблеме. Я приму к сведению. А есть ли у моего ребенка какие-нибудь успехи?»
Часто случается так, что успеваемость ребенка снижается из-за проблем в семье. В этой ситуации нужно быть предельно откровенными с учителем и честно рассказать ему о том, что произошло дома. Если школьник переживает внутреннюю драму, педагог должен знать об этом, чтобы выбрать модель взаимодействия с ребенком.
Вы пришли поговорить с учителем
Разумеется, желание поговорить с учителем у вас возникает. Но неплохо помнить, что, как в анекдоте, «вас много, а я одна». Если педагог побеседует с каждым родителем на протяжении часа, это уже 30 дополнительных рабочих часов в неделю! Поэтому было бы неплохо соблюдать простые правила, которые существенно облегчат жизнь и вам, и учителю.
-
Заранее договоритесь о времени встречи, удобном и вам, и педагогу. Не надо поджидать после уроков и на перемене, поскольку вы «буквально на минуточку». У учителя могут быть свои планы именно на эту минуточку!
-
Заранее сформулируйте список вопросов, адресованных педагогу. Ответ на вопрос «ну как там мой» дать непросто. Поэтому сразу обозначьте и конкретизируйте темы, которые вас беспокоят. К примеру «нам плохо дается чистописание, посоветуйте упражнения, которые будут полезны». Или «мне кажется, что мой ребенок не ладит с Вовой (Машей), не становится ли это проблемой в классе и что можно предпринять»?
-
Возможно, у вас есть важная информация, которую нужно сообщить учителю. Постарайтесь сформулировать ее максимально практично. Рассказ, что у школьника хронический ***ит, не произведет должного впечатления. «Ну и что?» – думает педагог, который впервые слышит о такой болезни. Поэтому пожелания должны быть конкретизированы: «не давать сладкого» или «посадить за первую парту». Если в семье есть проблемы, которые ребенок тяжело переживает (к примеру, смерть кого-то из близких родственников), об этом тоже стоит рассказать учителю.
-
Иногда родители полагают, что чем больше информации о ребенке они сообщат учителю, тем лучше, и составляют биографию своего чада чуть ли не с пеленок. Не нужно этого делать – ни один педагог не удержит в голове подробное досье на всех воспитанников. Сообщите то, что может быть важно учителю – о талантах и увлечениях вашего малыша. «Любит рисовать», «ходит в музыкальную школу, класс вокала», «любит животных, занимается в клубе юннатов».
” «Легко обижается», «будет делать задание, только если его развеселить» и «если он не решает задачу, нужно его еще раз попросить» — важная информация для няни, а не для педагога. Учитель – не няня!
Ребенок жалуется…
Любой родитель должен помнить: дети всегда прикрываются учителями по разным причинам. Папа и мама требуют исключительно пятерок, а ребенок ленится или что-то ему не дается? Не сомневайтесь: в его интерпретации во всем будут виноваты учителя — придираются, не любят, не объясняют. Дети часто рассказывают дома не то, что было на самом деле, пользуются минутной слабостью, когда учитель повысит голос или скажет резкое слово.
Не надо после этого с вилами наперевес бежать выяснять отношения! Хотя разобраться в проблеме, конечно, следует.
Что делать, чтобы весь пар в гудок не ушел? Понимать, какие последствия будет иметь такой разговор. Избитый и поруганный учитель вашему ребенку помочь ничем не сможет. Хороший — заболеет от огорчения, плохой — отомстит. Любая агрессия порождает агрессию, а учителя — тоже люди.
Даже если вы стопроцентно уверены, что учитель неправ, отправляясь к нему, помните о важных моментах.
- Ни в коем случае не брать с собой ребенка, чтобы тот при всех рассказал, как учитель его обидел. Часто мы имеем дело с уставшими, задерганными, с массой профзаболеваний людьми. Вы не знаете, в каком состоянии пришел на работу учитель, что у него в семье, почему он сорвался… Выяснять, что случилось, как довели учителя до того, что он сказал не то слово, лучше без детских ушей. И даже если учитель абсолютно профнепригоден и неправильно себя ведет, он все равно — старший. И унижать его в присутствии ученика непедагогично. Если вы все же взяли ребенка с собой, спросите учителя, нужен ли он во время беседы. Если нет — пусть подождет за дверью.
- Диалог надо начинать не с обвинения («Вы виноваты!»), а с себя («Я огорчена, я переживаю»). Тогда больше шансов увидеть раскаяние, получить извинения, наладить обратную связь (а не усугубить конфликт). Законченных негодяев в школе все-таки нет, они там не задерживаются, а право на ошибку имеет каждый.
- Не переносите на учителя свои собственные детские обиды. Если вас в детстве не любила математичка, у вашего сына вдруг проблемы с математикой — это не одно и то же, и у учителей математики это не видовое. Часто, стремясь защитить ребенка, мы защищаем и оправдываем себя, отыгрываем ситуацию из собственного детства, и разговор становится неконструктивным.
- Контраргументы «У меня тоже были двойки по русскому (математике), я тоже срывал уроки и бесился на переменах, а теперь смотрите, какой я хороший и сколького добился» неразумны. Тут впору вспомнить, какой на ваши детские «подвиги» была реакция родителей. И что эти проблемы остались в прошлом лишь благодаря заслугам ваших собственных папы и мамы.
Учитель вызвал вас для разговора
Любой родитель в этот момент сам ощущает себя немного школьником. Поэтому, увы, часто «проваливается» в одну из трех позиций.
-
Агрессивная: меня вызывает на бой злобный дракон, которому я должен противостоять, чтобы защитить ребенка. Лучшая защита – это нападение. Не слушать, что мне говорят, а обвинять и запугивать!
-
Виктимная: меня вызывает в пещеру злобный людоед, чтобы съесть вместо ребенка. Если я сразу признаю себя во всем виноватым, со всем соглашусь, буду поддакивать и просить прощения, то меня, быть может, не съедят.
-
Ассоциативная: «мы» получили двойку, «мы» плохо вели себя на уроке, и теперь учитель хочет обвинить «нас», что «мы» плохой ребенок и плохой воспитатель. Ведь мы с ребенком – одно целое!
Ситуация третья. Родители решили поговорить с учителем, потому что ребенок жалуется на несправедливые оценки
Как вести себя?
Встречу с учителем нужно назначать заранее (например, по телефону или по электронной почте), а не врываться в класс в середине урока с криками: «Почему вы поставили моему сыну двойку?». Уважайте время учителя: во-первых, незапланированная встреча может отвлечь его от проверки контрольных работ или подготовки к уроку, а во-вторых, из-за занятости педагог не сможет уделить достаточно внимания вашей проблеме.
Вопрос, который вас беспокоит, нужно сформулировать заранее, чтобы говорить конкретно и по делу.
Если причиной визита в школу стала недавно полученная двойка, родителям перед встречей с учителем стоит открыть учебник и спросить, что знает ребенок по теме, которая была оценена неудовлетворительно. В большинстве случаев оказывается, что учитель был прав. Дети, даже если они учатся на «хорошо» и «отлично», действительно могут не подготовить домашнее задание. Тогда цель вашего разговора с учителем — понять, как помочь ребенку освоить сложный материал.
Но даже если учитель не прав, вести диалог нужно в уважительной манере. В этом случае вы можете предложить педагогу еще раз проверить знания ребенка и дать ему шанс исправить плохую оценку. Ни в коем случае не берите с собой на встречу ребенка! Разговор родителей и учителя — это разговор взрослых людей.
Многие родители жалуются на то, что педагог специально занижает оценки ученикам, чтобы затем предложить свои услуги как репетитора. Если вы оказались в такой ситуации, то все равно не нужно самостоятельно доказывать свою правоту. Лучше, если разговор с учителем зашел в тупик и выход из конфликтной ситуации не был найден, обратиться к директору школы, но при этом вы должны быть готовы к тому, что администрация учебного заведения проверит знания ребенка по предмету.
Если же окажется, что ученик действительно плохо владеет материалом, не пытайтесь «задобрить» учителя подарками. Поговорите с педагогом откровенно, признайтесь, что были не правы, а все презенты оставьте до того момента, когда проблема будет решена.
Идти же к директору школы сразу после возникновения проблемы, минуя кабинет учителя, не стоит. Это распространенная ошибка, которую допускают многие родители. Учитель должен чувствовать, что вы готовы к диалогу с ним, а не думать, что в любой ситуации вы будете жаловаться на него руководству.
Учитель — один, а детей много. Об этом стоит помнить любому ответственному родителю, поэтому не нужно игнорировать просьбы педагога прийти на встречу, но и ходить в школу слишком часто тоже не стоит, навязчивость вызовет раздражение у педагога и помешает благополучному разрешению конфликта.
Однако, если вы видите, что успеваемость ребенка снизилась, не ждите «схода лавины», а лучше сразу поговорите с учителем. Педагог оценит вашу заинтересованность, и вместе вы сможете найти выход из любой сложной ситуации.
Поддерживая с учителем доброжелательные отношения, рассказывая ему о домашних проблемах, которые могли повлиять на успеваемость или поведение школьника, сохраняя при этом тактичность и уважение, вы сможете создать почву для позитивного взаимодействуя с педагогическим коллективом школы. Любой профессиональный педагог всегда пойдет навстречу ребенку, видя, что родители заинтересованы в преодолении трудностей.
Подарки и подношения
Миф о том, что без подарков нельзя, порожден самими родителями. Люди, зависящие от подарков, в профессии не так уж часты. Это патология, это исключение.
Если учитель непорядочный человек, то, благодаря вашим подаркам, он будет закрывать глаза на проблемы вашего ребенка, и это никому на пользу не пойдет. Порядочного же вы, как минимум, поставите в неловкое положение. Хотите как-то поблагодарить — сделайте это, когда есть за что сказать спасибо, когда проблема разрешилась. Здесь важен еще и общий тон: подарок не взятка, сунутая постылому, но власть имущему, а знак благодарности. Такие помнятся.
Все три позиции очень непродуктивны. Помните, что вы и ваш ребенок – это два разных человека. А еще — вы не адвокат и не надзиратель при ребенке, вы его воспитатель! Если возникает проблема, ее нужно решать сообща с учителем на равных.
” Именно умение быть с педагогом на равных определяет, насколько эффективно будет ваше взаимодействие. Помните, вы теперь одна команда!
Подробно выясните, в чем заключается проблема и в чем, по мнению учителя, ее причина. Не отрицайте сразу – возможно, вы «за деревьями леса не видите». Возьмите время на раздумье, проанализируйте ситуацию, поговорите с ребенком. Возможно, это педагог чего-то не знает – например, ваш ребенок срывает урок, потому что его исподтишка дразнит одноклассник. Старайтесь избегать обвиняющих и оправдывающихся интонаций – неважно, кто виноват в возникновении проблемы, важно ее решить.
Проблемы с успеваемостью
- Прежде чем выяснять у учителя, за что двойка, попросите ребенка открыть тетрадь (конспект, учебник) и проверьте элементарное знание того, за что «2». Может, и в школу ходить не придется.
- Если выставлена колонка двоек, то есть учитель профнепригоден, то по идее надо бы объединиться и попросить классного руководителя о коллективной встрече. Если же родители не объединяются — учите своего ребенка своими силами, а с предметником сохраняйте вежливый нейтралитет. Увы, один в поле не воин. Мы решаем ситуацию с образованием, а не занимаемся воспитанием учителя.
- Если двойка справедлива, объясните ребенку: отметка — не попытка его обидеть, а результат его труда. Не оценка личности ребенка, а то, что он заработал на данный момент по данному предмету. Разумеется, он может лучше и больше. Но любая учеба — это труд, а преодоление трудностей — главный момент воспитания, о чем мы забываем. Когда ребенок справится с заданием и исправит 2 хотя бы на 3, ему уже будет чем гордиться.
- Если у вас вымогают деньги на частные уроки — первым делом протестируйте школьника у независимого учителя, чтобы понять, насколько все серьезно. Не можете справиться своими силами — берите репетитора, но другого. В порядочных школах запрещено заниматься репетиторством в стенах школы и натаскивать своих собственных учеников (только по настоятельной просьбе родителей и только после того, как им была предложена альтернатива). Если чувствуете, что вашему ребенку навязывают репетиторство, — идите к директору. Ни один директор не возьмет на себя ответственность за чужое безобразие, и виновный будет наказан.
Важно: профессия учителя не относится к сфере обслуживания. Поэтому при любых обстоятельствах разговаривать с педагогом как с проштрафившимся подчиненным по меньшей мере невежливо. Постарайтесь увидеть в учителе единомышленника, и результат вас приятно удивит.
Вот этого точно не надо:
- Спрашивать: «Ну как там мой?» (вы это знаете лучше, чем учитель: у вас ребенок один, у него — много).
- Рассказывать о сыне/дочке «от сотворения мира»: как родился, во что играл, что любит-не любит. Зато конкретные детали приветствуются: добрый, привязан к младшей сестренке, помогает бабушке. А в школе дерется, потому что в начальных классах били его. — Утверждать: «Я лично проверяла, он точно это выучил…» (выучил одно, получил за другое, недоученное).
- Пытаться лично исправить ребенку ошибки в домашней работе.
Особенно вот этот перл нравится:
«Любой родитель должен помнить: дети всегда прикрываются учителями по разным причинам. Папа и мама требуют исключительно пятерок, а ребенок ленится или что-то ему не дается? Не сомневайтесь: в его интерпретации во всем будут виноваты учителя — придираются, не любят, не объясняют.»
2012-01-31, Мальва с работы
Великолепная статья, молодцы авторы! Вот бы взять на вооружение всем школам при зачислении ребенка в ОУ и давать на подпись родителям.
2012-01-30, первая учительница
угу, только не вздумайте и вправду рассказать учителю о ситуации в семье.
2012-01-24, Мальва с работы
Всего 4 отзыва Прочитать все отзывы.
Если разговор не удался…
Возможно, вы последовали всем нашим рекомендациям, а взаимопонимания достигнуть так и не удалось. Это не часто, но бывает. В таком случае предложите педагогу совместно обратиться к третьей стороне: школьному психологу или завучу. Иногда свежий взгляд постороннего человека сам по себе гасит конфликт. Порой для оптимального решения требуется именно «административный ресурс», к примеру, перевести ребенка в другой класс, или проводить часть занятий в индивидуальном порядке.
” Не стоит обращаться «в инстанции» сразу, через голову учителя. Даже не соглашаясь с вашим мнением, он искренне заинтересован в решении конфликта.
Наконец, не нужно предлагать учителю подарки, деньги, синекуру (давайте вы будто бы будете репетитором моего ребенка, а мы вам заплатим). Учитель – не рэкетир, от которого нужно откупиться любой ценой. Учитель друг и вам, и вашему ребенку.
19.10.2017
Подготовила Антонина Рыбакова
Обсуждение на форуме («связанная» тема)
ElenaL1985 писал(а): |
Возникает резонный вопрос: если приходится нанимать репетитора по предмету, где школьный учитель не справляется, то… Зачем вообще ходить в школу, слушать унижения? Лучше нанять сразу по всем предметам репетитора и изучать школьную программу заочно |
Потому-что ребенок может не справляться не в силу того, что учитель плохой, а способности ребенка таковы, просто не тянет ребенок.
Оному ребенку достаточно 1 раз объяснить новую тему — и он понял. Есть дети кому нужно по 3-4 раза объяснять.
Поэтому о вполне вероятно, что не школьный учитель не справляется, а конкретный ребенок не справляется, особенно если учесть, что у этого же учителя есть дети , которые прекрасно справляются.
Возникает резонный вопрос: если приходится нанимать репетитора по предмету, где школьный учитель не справляется, то… Зачем вообще ходить в школу, слушать унижения? Лучше нанять сразу по всем предметам репетитора и изучать школьную программу заочно
Если я с учителем пересеклась и она мне ничего не сказала про ребенка, то уже хорошо , в противном случае выслушаю очередной раз о проблемах с дисциплиной(
Nataly76
Это считается не совсем этично. Чисто теоретически это может толкать учителя специально не выдавать весь материал , чтобы потом дать его на платном уроке. Репетитор ведь берет деньги за свою работу.
Хорошо помню, что в школах, в которых работала мама, от руководства был негласный запрет — не работать репетитором у собственных учеников.
Эх, совсем скоро и нам предстоит окунутся на 11 лет в этот омут )))
Светлана (Гость) писал(а): |
Как спросить учителя ,чтобы она по занималась с ним как репетитор ? |
Это не очень хорошая практика, когда и учитель в школе и репетитор — одно лицо.
Как спросить учителя ,чтобы она по занималась с ним как репетитор ?
Ампулярия, да, я так примерно и спрашиваю -как дела у ребенка?
Спрашиваю как он себя вел, потому-что знаю его определенные особенности.
Спрашиваю по поводу внимания, концентрации на уроках.
Тут главное начать спрашивать, дальше учитель сама все скажет.
Ампулярия
Цитата: |
Нормально ли будет спросить ‘Как дела у Кати?’) |
Абсолютно нормально. И как себя ведет, и как общается с ребятами и т.п.
Дети дома и в школе могут быть разными. Например, дома на месте усидеть не может, а в школе не слышно его, не видно. Или наоборот, дома паинька, а в школе крышу срывает И то и другое может говорить о проблемах в общении. А понять что есть проблема можно только спрашивая как ведет себя ребенок в Ваше отсутствие и сравнивая.
Подскажите, о чем можно спросить учителя первоклассника. Учимся в 1 классе, я ни разу не спрашивала учителя о своем ребенке, просто не знаю, что спросить. На собраниях она все в общих чертах рассказывает. Например, выдает контрольные с баллами, говорит, сколько нужно было набрать баллов, я смотрю сколько набрано и понимаю справился мой ребенок или нет и в чем ошибки. Когда делаем уроки, вижу какие возникают проблемы. Как решать проблемы, как мне кажется знаю, то есть если например, не умеет делить на слоги, то значит побольше делить с ней слова на слоги, вижу с почерком проблемы, подсовываю прописи. В последний раз забирала контрольные, учитель объяснила, что за задания делали , ну и я по исправлениям увидела ошибки.
Моя приятельница удивляется, что я ничего не спрашиваю, у ее дочери классный руководитель сказала, что имеет право не говорить родителям ни о чем, если они не спрашивают, если даже у ребенка есть проблемы, и отметила, что не знает, какой голос у некоторых родителей. Хотя я с нашей учительницей общалась, и не раз, но на общие темы, а не по поводу успеваемости или поведения моего ребенка. Просто я не знаю, что спрашивать. Нормально ли будет спросить ‘Как дела у Кати?’)
[Домашние растения]
Как вырастить авокадо из косточки
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите «ctrl+enter»
ошибки в отзывах пользователей не исправляются