Последний год начальной школы несёт всего одно ощутимое изменение в расписании. У четвероклассников появляется предмет, который прежде не изучался. В целом же это практически тот же набор дисциплин, что был во втором и третьем классах. Напомним, какие предметы проходят ученики 4 классов школ России в 2020-2021 учебном году согласно действующим ФГОС.
Список предметов в расписании учеников 4 классов в 2020-2021 году
Перечень дисциплин при переходе в 4 класс дополняется новым предметом — “Основы религиозных культур и светской этики”. Под его изучение отдаётся один час в неделю. Во всём остальном расписание остаётся практически тем же, что во втором и третьем классе.
Полный список предметов, которые преподаются в 4 классах школ России согласно образовательным стандартам ФГОС, в 2020-2021 учебном году выглядит так:
- Русский язык.
- Литературное чтение.
- Родной язык и литературное чтение — не во всех школах.
- Иностранный язык.
- Математика.
- Окружающий мир.
- Основы религиозных культур и светской этики.
- Музыка.
- Изобразительное искусство.
- Технология.
- Физическая культура.
Из-за появления новой дисциплины в расписании уменьшается количество тех часов, которыми школа может распоряжаться на своё усмотрение. За счёт дополнительных часов в учебном заведении может углублённо изучаться какой-то из предметов, проводятся экскурсии и другая внеурочная деятельность.
Если во втором и третьем классе у школы было 102 часа на формирование собственной программы, то в 4 классе остаётся 64 часа на весь учебный год.
Изображение: Пресс-служба Министерства образования и науки Алтайского края
Почему в некоторых школах России не было 4 класса
Согласно историческим данным, более или менее конкретная составляющая образовательного процесса в СССР была введена в 1934 г. Тогда члены СНК и ЦК приняли решение о структурировании системы начального и среднего образования в школах Союза.
В те годы школьникам полагалось учиться 10 лет:
- 1-4 классы – начальная школа;
- 5-7 классы – неполная средняя;
- 8-10 классы – полная.
Спустя 35 лет в СССР произошла первая реформа в системе общего образования. До 3 класса школьники изучали предметы начальной школы, до 8 класса – неполной средней и до 10 класса – средней.
В 1977 г. в рамках Конституции было закреплено понятие о 10-летнем образовании школьников, то есть в это время обязательным был 4 класс, и соответственно никто из 3 в 5 не переходил.
Русский язык
— создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений), (письма, поздравительные открытки, объявления);
— распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи);
— определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавить текст, пересказать;
— применять изученные правила правописания, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
— определять род, склонение, число, падеж существительного;
— составлять предложения с однородными членами;
— правильно списывать, писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов; писать подробное изложение (50-60 слов);
Литературное чтение
— различать произведения устного народного творчества и художественной литературы;
— находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным;
— писать сочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительной подготовки;
— выбирать книги для самостоятельного чтения;
— среди рекомендованных для «началки» — «детские» произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока
Когда убрали и потом ввели 4 класс в школах
На закате Советского союза, когда страна в некоторых вещах хотела подражать Европе и не отставать от прогрессивных стран, было принято на правительственном уровне перейти на 11-летнее образование. При этом необходимо было чтобы дети учились все те же 10 лет. Для этой цели требовалось отказаться от какого-то класса, и после длительных раздумий, из системы образования вычеркнули 4 класс.
Получается, что с 1987 г. в Союзе, а в последствии и в РФ школы перешли частично на новый формат обучения. Были школы, где 4 класс напрочь отсутствовал, а были такие в которых дети учились в 4 классе. При этом учитывалось мнение родители, которые решали, стоит ли их ребенку учиться по-старому или по-новому.
Педагоги рекомендовали детям, которые плохо усвоили материал младшего звена, пойти в 4 класс, чтобы закрепить полученные знания. Целый учебный год был своеобразной передышкой для школьников перед переходом на следующую более сложную ступень средней школы.
После нововведения, жители Союза стали массово отказываться от 4 класса. Таким образом, правительство было вынуждено рассмотреть данный вопрос и принять решение убрать полностью из советских школ 4 класс. Начиная с 1989 г. все школьники переходили сразу из 3 в 5 класс.
Такая система образования продолжалась до 2001 г. Новым правительством было принято решение перейти полностью на 11-летнее образование в средних школах, при этом не перескакивая в 5 класс через четвертый. На протяжении последних 19 лет, в начальной школе российские дети учатся обязательно 4 класса.
Нагрузка на учеников 4 классов
Нагрузка в начальной школе после перехода из первого класса стандартная. Для учеников 2-4 классов учебный год длится 34 недели, максимальная годовая нагрузка — 884 часа. Длительность каждого занятия — от 35 до 45 минут. Окончательное решение о продолжительности уроков принимает руководство каждой конкретной школы.
В течение недели на каждую из дисциплин в 4 классе отводится такое количество учебных часов:
- Русский язык — 4-6 уроков.
- Литературное чтение — 3-4 урока.
- Родной язык и литературное чтение — до 5 уроков (если есть).
- Иностранный язык — 2 урока.
- Математика — 4 урока.
- Окружающий мир — 2 урока.
- Основы религиозных культур и светской этики — 1 урок.
- Музыка — 1 урок.
- Изобразительное искусство — 1 урок.
- Технология — 1 урок.
- Физическая культура — 3 урока.
Всего в расписании одной учебной недели может быть до 26 уроков. Это — максимальная нагрузка с учётом формируемой самой школой части учебного плана.
Оригинал статьи на нашем сайте: https://krutomama.ru/education/kakie-predmety-izuchayut-v-4-klasse-rossijskoj-shkoly-v-2020-2021-uchebnom-godu/
Иностранный язык
— Вести диалог объемом 4-5 реплик;
— читать вслух и понимать учебные и адаптированные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале;
— писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на образец;
— распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);
Есть ли школы в России в которых отсутствует 4 класс в 2020 году
Как говорилось выше, с 2001 г. в российскую систему образования был введен 4 класс. Регулярно в регионах в отдельных школах внедряются инновационные методы обучения. К примеру, учебный год в разных школах делится на разны сегменты: на четверти, триместры и модули. Однако учеба везде одинаково продолжается 11 лет. Этот регламент действует на территории всей РФ.
В настоящее время в России действует три периода школьного образования:
- 1-4 классы – младшее звено;
- 5-8 классы – среднее звено;
- 9-11 классы – старшее звено.
Выпускные экзамены в школах сдают 2 раза. ОГЭ предназначено для 9-классников и ЕГЭ – для 11-классников. Сдав ОГЭ выпускники 9 классов могут поступить на учебу в колледж или ПТУ.
Математика
— считать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1 000 000;
— выполнять сложение и вычитание в пределах 100 — устно, с многозначными числами — письменно; умножение на 10, 100, 1000 — устно; умножение и деление на однозначное число в пределах 100 — устно, на двузначное число в пределах 100000 — письменно; деление с остатком в пределах 1000;
— находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
— знать и использовать при решении задач единицы: длины, массы, времени, вместимости, цены и стоимости, площади, скорости;
— различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг, изображать окружность заданного радиуса; пользоваться циркулем;
— заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
Окружающий мир
— рассказывать о государственных праздниках России; достопримечательностях столицы России и родного края;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— показывать на карте горы, равнины, реки, озера, моря, субъекты Российской Федерации и города России;
— ориентироваться на местности по местным признакам, Солнцу, компасу;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон;
— ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование;
— различать полезные и вредные привычки;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов в сети Интернет;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов, в том числе в сети Интернет; при использовании объектов транспортной инфраструктуры, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;
— соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).
Не слишком ли много требований? Откуда они взялись? И не перегружают ли ребенка? Об этом «РГ» рассказала Руководитель центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО Наталья Виноградова:
— Можно по-разному относиться к идее распределения требования стандарта по классам. Но в нашей стране огромная армия учителей, их опыт, педагогическая культура, знания-умения весьма различны. И на самом деле многим учителям, которые привыкли работать в определенных рамках, стандарт может облегчить работу. Тем более, что большинство из этих требований основаны на тех же самых примерных программах, которые уже «работают» в школах более 10 лет, — рассказала она. — А творческие учителя смогут за эти рамки спокойно выходить — давать больше, интереснее, разнообразнее. И еще мы забываем, что стандарт определяет требования к образованию на конец 4 класса, поэтому достижения выпускника начальной школы — это результат его образования за четыре года.
По словам Натальи Виноградовой, какие-то отдельные конкретные требования могут быть завышены. Но большинство предметных требований соответствуют возможностям и особенностям развития ребенка в этом возрасте.
— Нельзя сравнивать советских детей и детей современных — у последних гораздо больше возможностей, они живут в другом мире, развиваются по-другому. И средний уровень у них гораздо выше, чем был у ребят даже 10-20 лет назад. Это подтверждают и международные исследования, — говорит Наталья Виноградова. — Существенное улучшение достижений наших младших школьников ученые связывают, в том числе, и с введением стандартов. Я уверена, что доработанный стандарт работает на перспективу, в нем представлено содержание, которое актуально для современных детей. Например, большинство младших школьников уже общаются с компьютером, некоторые посещают Интернет. Должны они знать риски этой своей деятельности? Конечно! Вот и добавлено требование о правилах безопасного поведения в сети Интернет. Но это не означает, что все дети на отметку (!) будут сдавать эти правила. А вот ориентироваться в известных рисках на уровне подготовки к дальнейшему обучению — будут! Сегодня вряд ли кому непонятно, что образование должно работать на шаг вперед, давать детям больше, а требовать на базовом уровне.
Эксперт замечает: не стоит забывать о том, что 20 процентов программы в «началке» образовательная организация может формировать самостоятельно, исходя из своих традиций, способностей детей… 20 процентов для начальной школы, где все ребята должны освоить смысловое чтение, навыки письма, счета и вычислений, да и многое другое…. — это большой резерв для педагогического творчества.
Что еще важно? Некоторые неопытные учителя считают: «Все, что написано в учебнике, ребенок должен знать чуть ли не наизусть. Абсолютно все упражнения обязательны для выполнения». А это не так. В учебниках есть базовое содержание (его должны усвоить все дети!) и есть общий развивающий фон, который обеспечивает движение вперед успешным детям. Благодаря стандартам, учителя будут точно знать — вот этот базовый минимум я дать обязан. Все остальное — интеллектуальный фон обучения, который учитывает возможности, интересы, потребности ученика и обеспечивает его успешное перспективное развитие.