День рождения гранёного стакана в 2021 году: дата и история праздника. Традиции и обычаи празднования события. Список интересных праздников.
Когда в России отмечается этот праздник?
11 сентября в России отмечают День граненого стакана.
Праздник тесно связан с датой выпуска первого граненого стакана, в 1943 году на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный.
Граненый стакан стал символом советской эпохи и часто вызывает легкую ностальгию по тому времени, хотя выпускается эта стеклянная легенда до сих пор.
В магазинах продаются даже сувенирные экземпляры стаканов, которые можно ради шутки подарить другу на День граненого стакана.
Ностальгируя по советской эпохе, некоторые любят распивать горячительные напитки именно из этой посуды, а благодаря своему верхнему гладкому ободку, граненый стакан по сей день служит универсальным мерным эталоном для многих хозяек.
Также граненым стаканом очень удобно вырезать кружки для вареников, пельменей и печений.
История происхождения граненого стакана
Дизайн граненого стакана советского образца приписывают скульптору Вере Мухиной — автору известной монументальной композиции «Рабочий и колхозница», но документальных подтверждений тому не существует. Легенда гласит, что Мухина разработала форму стакана специально для советского общепита. «Мухинский» стакан (как его еще называли), получился не только очень прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. Благодаря этим свойствам, граненый стакан на долгие годы прописался в советских столовых, кафе, в поездах, а еще использовался в уличных автоматах с газированными напитками.
Однако, эта версия происхождения граненого стакана не единственная. Другая версия называет автором сего сосуда владимирского стекловара Ефима Смолина. Говорят, что он преподнес царю Петру I этот усовершенствованный прототип чаши, заявив, что данному виду посуды не страшны никакие воздействия. Государь решил проверить сказанное Смолиным и, размахнувшись, ударил стаканом о земь. Несмотря на то, что стакан разбился вдребезги, государь не разгневался, а наоборот, сделал большой заказ для флота. С тех пор граненый стакан вошел в быт русского народа.
Граненый стакан на картине Петрова-Водкина «Виноград», 1938 г.
На самом деле, форма граненого стакана были придумана гораздо раннее. Так, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса «Завтрак», которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан. А в натюрмортах знаменитого русского художника Кузьмы Петрова-Водкина довольно часто присутствовал граненый стакан. А «драгоценный» натюрморт работы Фаберже «Пролетарский завтрак», созданный мастером-ювелиром из драгоценных металлов и камней в 1905 году также являет нам граненый стакан. Правда все эти стаканы на полотнах были простые без ободка и цилиндрической формы.
Композиция Фаберже «Пролетарский завтрак», 1905 г.
Когда проходит?
Праздник отмечается ежегодно, 11 сентября. День был выбран не случайно и является памятной датой. Однако, подробнее об этом чуть позже.
Что за праздник День граненого стакана?
Такой веселый неофициальный праздник действительно существует. День граненого стакана отмечают 11 сентября: в этот день в 1943 году на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном выпустили первый советский граненый стакан. Его дизайн приписывают Вере Мухиной, автору композиции «Рабочий и колхозница», но подтверждений этому факту нет, пишет «Календарь событий».
Первое стекло
Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.
При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.
Виолетта Микитина:
— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке. Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.
Ленин — Бухарину: без стакана не понять
В начале 1921 года граненый стакан, например, стал предметом внутрипартийной полемики на высшем уровне. В ходе дискуссии о профсоюзах В. Ленин на примере стакана пытался популярно объяснить своему политическому противнику Н. Бухарину и остальным большевикам основы диалектики: «Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки…»3.
Сам Ильич любил чаевничать и использовал диалектическую посуду по основному назначению — в материальном фонде ЦГА Москвы хранится принадлежавший ему стакан. А вот миллионы советских людей находили граненому стакану все новые и новые применения.
В начале 1940-х годов на Гусевском заводе начали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов. 11 сентября 1943 года с конвейера вышла первая партия 16гранных стаканов нового, советского образца. Сырье для них варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и затем гранили в специальных чугунных формах. Послевоенные стандартизированные стаканы имели 6,5 см в диаметре и 9 см в высоту, ободок, число граней варьировалось от 16 до 20, хотя встречались и исключения. 16 граней первых стаканов связывают с числом советских республик.
В 1950-е годы миллионы дешевых (от 7 до 14 копеек в рознице) и прочных стаканов наводнили страну.
История происхождения граненого стакана
Дизайн граненого стакана советского образца приписывают скульптору Вере Мухиной — автору известной монументальной композиции «Рабочий и колхозница», но документальных подтверждений тому не существует.
Легенда гласит, что Мухина разработала форму стакана специально для советского общепита. «Мухинский» стакан (как его еще называли), получился не только очень прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах.
Благодаря этим свойствам, граненый стакан на долгие годы прописался в советских столовых, кафе, в поездах, а еще использовался в уличных автоматах с газированными напитками.
Однако, эта версия происхождения граненого стакана не единственная.
Другая версия называет автором сего сосуда владимирского стекловара Ефима Смолина.
Говорят, что он преподнес царю Петру I этот усовершенствованный прототип чаши, заявив, что данному виду посуды не страшны никакие воздействия.
Государь решил проверить сказанное Смолиным и размахнувшись ударил стаканом оземь.
Несмотря на то, что стакан разбился вдребезги, государь не разгневался, а наоборот, сделал большой заказ для флота.
С тех пор граненый стакан вошел в быт русского народа.
Интересные факты о граненом стакане
Классический граненый стакан имел 12, 14, 16 или 18 граней.
Чем больше было граней, тем дороже стоил стакан.
Полный до края стакан вмещает 250 мл воды, а до каемки — 200 мл.
Есть и стаканчики меньшего объема, вмещающие 50, 100 и 150 мл. Именно их часто использовали для распития спиртных напитков.
Граненый стакан гораздо прочнее своего гладкого собрата. И дело не только в гранях, но и в технологии изготовления.
В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке.
Именно поэтому эти стаканы стали самой популярной посудой в общепите.
Ободок, идущий по верху граненого стакана называли почему-то «Анюткиным пояском», и когда надо было что-то налить в стакан до этой каемки, то говорили — налей до Анюткиного пояска.
В 2003 году в Санкт-Петербурге была построена пирамида из 2000 граненых стаканов.
Высота ее составила 1,5 метра. Рекорд зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. А в 2005 году ижевцы побили ранее установленный рекорд и соорудили пирамиду с рекордной высотой в 2,45 м.
На создание этой пирамиды ушло 2024 стакана.
Выражение «сообразить на троих» напрямую связано с советским граненым стаканом.
Дело в том, что до стеклянного ободка в 200-граммовом стакане помещается ровно 167 граммов водки — треть пол-литровой бутылки, что позволяет поделить ее содержимое на три равных части, т. е. «по совести».
В сталинские времена граненый стакан называли «маленковским».
Это было связано с тем, что, по приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед.
Также эту пайку водки позволялось обменять на табачный паек или сахар в объеме того же граненого стакана.
Советский граненый стакан признан неофициальным культурным наследием советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного и объединяющего. Ведь общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах, а в некоторых поездах до сих подают чай именно в таких стаканах.
История
Дата празднования была выбрана по случаю памятного события. Именно 11 сентября в 1943 году на знаменитом заводе стеклянных изделий в городе Гусь-Хрустальный произошел выпуск первого стакана, имевшего граненую поверхность.
Согласно одному из вариантов, дизайн советского варианта придумала Вера Мухина – известный в то время скульптор, именно она является автором всемирно известной композиции «Рабочий и колхозница». Отмечается, что она создала новый стакан с гладким ободком сверху, специально для применения на предприятиях советского общепита. Однако, никаких документальных подтверждений принадлежности Мухиной к дизайну стакана не обнаружено.
Удобство нового стакана для предприятий общепита заключалось в повышенной прочности, а также в удобстве мытья с применением посудомоечных машин. Это увеличивало скорость мытья посуды, а значит и улучшало качество обслуживания в целом. Поэтому, граненые стаканы, надолго прописались в советских столовых и кафе. Кроме того, их стандартные размеры сделали такой стакан весьма удобным для использования в специальных автоматах для газированной воды, которые были очень популярными на улицах советских городов. Повышенная прочность стакана сделала возможным его использование на железнодорожном транспорте. Граненый стакан чая с металлической подставкой и ручкой долгие годы считался символом дальней поездки на поезде.
Техника безопасности
Изначально позиционировавшийся как чайный, граненый стакан был хорошо приспособлен к потреблению горячих напитков — ободок заменял отсутствующую ручку. И все же в технологии изготовления имелся изъян — если в стакан мощной струей наливали крутой кипяток, стекло могло треснуть, иногда донышко просто-напросто откалывалось от стенок. Поэтому в столовых новые стаканы перед использованием хорошенько «прокаливали» — погружали в кипяток до полного остывания. А в домашних компаниях розлив кипятка порой превращали в забаву. Загадывали желание и ждали: у кого стакан треснет — у того сбудется. Такое «гадание» В. Дудинцев отразил в романе «Белые одежды», написанном в 1950-е годы:
«Что-то стаканы трескаются, — сказал дядик Борик… — Давайте, Леночка, налейте мне, а я загадаю, пустят меня за границу на конгресс или нет». Все весело зашумели. «Сейчас все полезут гадать, — Стригалев покачал головой. — Давайте, Леночка, наливайте мне тоже. Загадаю: утвердят мне докторскую степень?» В тишине запела струя кипятка. Стаканы не лопались…»4.
Однако в 1969 году стаканы стали лопаться и без кипятка, когда из-за технологического сбоя в продажу поступила большая партия из «напряженного стекла». «Осколки разлетаются на мелкие части и взрываются не только при пользовании ими, но и при хранении, мытье, сушке и заполнении их горячими и холодными напитками», — жаловались потребители. Сатирический киножурнал «Фитиль» отреагировал выпуском N 182 «Руками не трогать», пригласив создателей знаменитого мультфильма «Ну, погоди!». Сюжет получился на славу. Волк подкараулил Зайца, куда-то спешащего с коробкой новеньких граненых стаканов. Увидев, что они взрываются прямо на столе, Заяц принимается швырять их в Волка, как гранаты. В финале Волк прорычал: «Ну, стекольный завод, погоди!», а бракованную партию изъяли из употребления.
Насекомые-обманки
Виолетта Микитина:
— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.
Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.
Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».
Интересные факты
Стандартные размеры стакана с гранями – диаметр 6,5 см. и высота 9 см. В различное время выпускались модификации. В первую очередь менялся объем – от 50 до 350 мл.
Стандартное количество граней у стакана – 16, однако выпускались и другие модели, имевшие 12, 14,18 или даже 20 граней. Как видно, количество граней только четное – стаканы с нечетным количеством граней сложнее выпускать из-за особенностей технологии производства.
Поздравления с Днем граненого стакана – 2020
День граненого стакана
Отмечает вся страна.
Мы по поводу такому
Выпьем из него до дна!
Пусть всегда нас выручает
Этот действенный сосуд,
Пусть на кухнях обитает,
Как и прежде, там и тут!
Он всегда поможет веско
В счастья миг, в период драм.
Он спасает наши души,
Славим нынче мы стакан!
Пусть граненый неизменно
На столах всегда стоит.
Пусть он будет только полным,
И до дна будет испит!
Стакан граненый каждый знает с детства,
Мы соки пили с них, кефир.
Хочу стаканчик с праздником поздравить,
Спасибо, что пришел ты в этот мир.
Надеюсь, дальше будет он служить посудой,
Но только алкоголю в нем — не быть!
Желаю каждому здоровья,
Чтоб беззаботно и счастливо жить.
Источник поздравлений – pozdravok.ru
До праздника «День рождения гранёного стакана» осталось:
На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «День рождения гранёного стакана»
«Дедушка» хрусталя
Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.
Виолетта Микитина:
— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.
Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.
Фото предоставлены музеем-усадьбой «Кусково».